Предмет и пределы общего надзора
Все предметы → Прокурорский надзор
Предмет и пределы определены в ст.21 ФЗ. Из анализа этой статьи принято выделять два элемента предмета:
- 1. Соблюдение Конституции и законов, действующих на территории РФ поднадзорными субъектами (законность деятельности)
- 2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых поднадзорными субъектами, указанными в ФЗ (законность правовых актов). Под правовыми актами, издаваемыми указанными субъектами надо понимать не только нормативные, но и ненормативные акты.
Предмет надзора конкретизируется через указание пределов (границ) надзора.
Виды пределов общего надзора
1. Круг поднадзорных субъектов (за кем надзирает прокурор?) – ст.21 ФЗ. Субъекты:
- - Федеральные министерства, комитеты, агентства – родовое понятие ФОИВ. Указ Президента №314 от 09.03.04
- - Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти РФ
- - ОМСУ
- - Органы военного управления (Мин. обороны, территориальные органы – военные комиссариаты)
- - Органы контроля (органы вневедомственного контроля всех уровней)
- - Должностные лица указанных выше органов (определение из УК)
- - Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, содержащимся в места принудительного содержания (общественные наблюдательные комиссии и члены таких комиссий) – ФЗ №76 от 10.06.08 «Об общественном контроле…»
- - Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций (гл.4 ГК): коллективные (общие собрания, правления, советы) и единоличные (президенты, директора, руководители)
2. Круг нормативных актов, за соблюдением и исполнением которых надзирает прокурор – определяется выражением или указанием закона на КРФ и законы, действующие на территории РФ, т.е. прокурор надзирает за соблюдением и исполнением КРФ и примыкающих к ней международных актов, ФКЗ, ФЗ, законы РФ, уставы и конституции субъектов РФ и законы субъектов РФ.
3. Степень вмешательства в охраняемые общественные отношения – определяется требованиями п.2 ст.21 ФЗ, согласно которому органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и не имеют в отношении них административных полномочий.