Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора
Все предметы → Прокурорский надзор
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора делят на группы в зависимости от их направленности (цели).
Полномочия по выявлению правонарушений закона
П.1 ст.22 ФЗ.
1. Полномочия, для реализации которых необходима информация о фактах нарушения закона, поступившая в органы прокуратуры:
- - При предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных субъектов;
- - Иметь доступ к документам и материалам (образцы продуктов, сырья) поднадзорных субъектов, но соблюдая конфиденциальность;
- - Проверка исполнения законов, находясь на территории и в помещениях, куда прокурор вошел, также выездная проверка.
2. Инициативные полномочия, не требующие поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения закона:
- - Требовать представления необходимых документов, статистических сведений;
- - Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов выделить специалистов для выяснения возникших вопросов;
- - Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим материалам, а также ревизий деятельности от подконтрольных или подведомственных им организаций;
- - Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения закона (устно, письменно)
- - Рассматривать поступающие от органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- - Рассматривать поступающие от органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Полномочия по устранению и предупреждению выявленных нарушений
П.3 ст.22 ФЗ. Реализуются путем вынесения актов прокурорского надзора (ст.23 – 25.1 ФЗ)
1. Возбуждать производство (дело) об административном правонарушении – прокурор должен руководствоваться при таком возбуждении ст.28.1,2,4,5,7 КоАП, путем вынесения постановления (разновидность протокола об административном правонарушении) – направляется в орган, который будет это дело рассматривать.
2. Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности – используется, когда в выявленном нарушении закона нет ни состава административного правонарушения, ни признаков преступления, отдельного акта прокурорского надзора не существует, чаще всего прокурор выносит представление.
3. Предостерегать о недопустимости нарушения закона – профилактический характер, т.е. реализуется, когда нарушения закона еще не было, либо нарушение незначительное, а прокурора есть сведения о предстоящем нарушении, оформляется предостережением о недопустимости нарушения закона.
4. Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию по решению суда – носит распорядительный характер (27.3 – 6 КоАП).
5. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты.
6. Требовать полностью или частично отменить или привести в соответствие закону противоречащий закону правовой акт – оформляется протестом (ст.23 ФЗ)
7. Обращаться в суд или АС с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными, когда опротестование не помогает и оформляется процессуальным актом, предусмотренным ГПК или АПК – заявлением о признании правового акта недействующим или недействительным (ограничение внесено Постановлением КС от 18.07.03 и от 11.04.00)
8. Вносить представление об устранении нарушений закона – в отличие от протеста это полномочие реализуется в отношении нарушений законов, выразившихся в форме действий или бездействия; заключается данное полномочие в требовании принять конкретные меры по устранению нарушений закона, оформляется представлением.
9. Направлять соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании – п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, оформляется постановлением.
10. Формировать ежегодный сводный план проведения органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с последующим размещением этого плана на официальном сайте генеральной прокуратуры.
11. Принимать решение о согласовании с органом государственного контроля или муниципального контроля проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или об отказе в согласовании такой проверки.