Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Все предметы → Уголовное право. Особенная часть
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
Примечания:
- 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
- 2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основной непосредственный объект данного преступления — общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта. Дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье личности.
Предметом преступления являются автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство, под которым согласно примечанию 1 к ст. 264 УК понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Поэтому предметом этого преступления не являются гужевой транспорт, самокаты, велосипеды с подвесным двигателем и т.п.
Объективная сторона анализируемого преступления выражается в совершении хотя бы одного из следующих деяний:
- - нарушение правил дорожного движения;
- - нарушение правил эксплуатации механических транспортных средств.
Нарушение правил дорожного движения выражается в неисполнении или Ненадлежащем исполнении правил управления механическим транспортным средством, а также в совершении действий, запрещенных такими правилами (например, превышение скорости движения, неправильный обгон или маневрирование, выезд на встречную полосу движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требований дорожных знаков).
Нарушение правил эксплуатации механических транспортных средств означает использование этих средств в случаях, когда их техническое состояние и оборудование охватывается Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Либо это означает, что: они не прошли в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр; оборудованы без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами; у них отсутствуют укрепленные на установленных местах регистрационные знаки; имеются скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; владельцы не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Ответственность по ст. 264 УК наступает при условии, что транспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Действия водителя, повлекшие указанные в ст. 264 УК последствия при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а также в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).
Рассматриваемый состав преступления сконструирован как материальный и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. Между допущенными нарушениями правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств и наступившими в результате этого последствиями должна быть установлена причинная связь, которая может быть обусловлена действиями как одного, так и нескольких лиц.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется неосторожной виной, которую нужно отличать от казуса (случая). Если лицо умышленно использовало транспортное средство в целях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК о преступлениях против личности (п. 15 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).
Субъект данного преступления специальный — физическое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).
С другой стороны, лицо, непосредственно не управлявшее транспортным средством, даже при всех внешне сходных обстоятельствах, не может быть субъектом данного преступления. Помимо рассмотренных выше квалифицирующих признаков I и II степеней, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств характеризуется наличием в рамках каждого из них идентичного по содержанию суб-квалифицирующего признака (ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК). В таком качестве законодателем признается совершение этого преступления в состоянии опьянения. Согласно примечанию 2 к ст. 264 УК находящимся в состоянии опьянения признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях* 2, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, на квалификацию содеянного не влияет характер (алкогольное, наркотическое) и степень (легкая, средняя или глубокая) физиологического опьянения.
Следует отметить, что если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то действия виновного подлежат квалификации по части, предусматривающей наиболее тяжкие последствия3. По совокупности преступлений деяния с различными последствиями квалифицируются только в тех случаях, когда они совершены в разное время и последствия наступили в результате нескольких не связанных между собой нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Действия лица, оставившего без оказания необходимой помощи потерпевшего на месте дорожно-транспортного происшествия в опасном для жизни или здоровья состоянии, подлежат квалификации по совокупности ст. 264 и 125 УК при наличии вины водителя в нарушении правил дорожного движения и только по ст. 125 УК — при отсутствии таковой (п. 19 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.). и организованной группой (ч. 4 ст. 2631 УК). Понятие каждой из названных групп дается в ст. 35 УК.