Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
Все предметы → Уголовное право. Особенная часть
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ).
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта и метрополитена. Дополнительным непосредственным объектом являются жизнь или здоровье личности, а также отношения собственности.
Предмет преступления — железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный транспорт и метрополитен.
Под железнодорожным транспортом понимается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные пути, сооружения, устройства и оборудование), железнодорожный подвижной состав (локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав) и другое имущество железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, предназначенные для осуществления перевозок или выполнения связанных с ними иных работ (услуг), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения на их территории товаров и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций (ст. 1 и 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). При этом для отнесения технологического железнодорожного транспорта организаций к предмету анализируемого преступления обязательным условием является наличие его связи с общей системой железных дорог РФ посредством непрерывной рельсовой колеи. Следовательно, внутришахтный, внутрицеховой и прочий транспорт (электровозы, вагонетки, узкоколейки, рельсовые краны и т.п.), осуществляющий сугубо производственные функции, нельзя считать железнодорожным транспортом. Поэтому нарушения, допущенные при функционировании такого транспорта, должны расцениваться как несоблюдение правил по технике безопасности или как преступления против личности. Кроме того, понятием железнодорожного транспорта не охватывается городской рельсовый электротранспорт (трамвай, фуникулер), поскольку он относится к предметам преступления, предусмотренного ст. 264 УК.
Воздушный транспорт — это воздушные суда, иные средства воздухоплавания (самолеты, гидросамолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) независимо от их ведомственной принадлежности или формы собственности, а также оборудование, обеспечивающее безопасность полетов этих летательных аппаратов. Следует отметить, что в рассматриваемой статье речь идет только о гражданской авиации. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов подлежит квалификации по ст. 351 УК.
К морскому транспорту относятся подлежащие регистрации в морских торговых портах самоходные суда и самодвижущиеся плавательные средства независимо от их принадлежности и вида, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и их багажа либо иных целей (научно-исследовательских, учебных, спортивных, культурных и др.), а также объекты соответствующей инфраструктуры (ст. 2, 7 и 9 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Внутренний водный транспорт определяется как производственно-технологический комплекс, объединяющий самоходные суда, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ и используемые для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки и т.п., а также объекты инфраструктуры внутренних водных путей (ст. 1 и 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Таким образом, общим требованием и к морскому, и к внутреннему водному транспорту является наличие самоходности. Поэтому несамоходные суда (баржи, плашкоуты, гребные лодки и катамараны) не входят в предмет анализируемого преступления. Не относятся к водному транспорту в смысле ст. 263 УК военные корабли, нарушение правил вождения или эксплуатации которых влечет ответственность по ст. 352 УК.
Метрополитен — это рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землей, а также сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие его функционирование.
Объективная сторона выражается в совершении одного из двух деяний в форме действия либо бездействия:
- - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации одного из перечисленных в ст. 263 УК видов транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 2711 УК;
- - отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда это запрещено законом.
Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении правил управления конкретным видом транспорта, а также в совершении действий, запрещенных такими правилами (самовольное занятие перегона, превышение установленной скорости, проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение маршрута полета или техники пилотирования воздушного судна, неправильное расхождение со встречным водным транспортом и т.п.).
Нарушение правил безопасности эксплуатации предполагает несоблюдение технических требований к обслуживанию конкретного вида транспорта, которые установлены для обеспечения безопасности его функционирования (например, выпуск в рейс неисправного транспортного средства, использование транспорта на неисправных путях, неправильные размещение или крепление груза, допуск к управлению посторонних лиц).
Анализируемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный и окончен с момента наступления указанных в законе последствий.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта (машинист локомотива, капитан судна, пилот, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК, относится к категории небольшой тяжести, предусмотренное ч. 2 и 3 — к категории средней тяжести.