Предмет и пределы надзора за исполнением законов органами ОРД
Все предметы → Прокурорский надзор
Предмет надзора ко всем 3 направлениям, о которых говорилось выше, определен в ст.29 ФЗ – общие элементы данного надзора:
- 1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина соответствующими органами.
- 2. Соблюдение установленного законом порядка рассмотрения и разрешения о совершенных и готовящихся преступлениях (здесь применим закон об ОРД)
- 3. Соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ соответствующими органами.
- 4. Законность решений, предпринимаемых данными органами.
ОРД (ст.1 ФЗ об ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Признаки:
- 1. Негласный характер.
- 2. Специально уполномоченные субъекты.
Содержание ОРД (ст.2 Закона об ОРД - задачи):
- 1. Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступления – познавательная деятельность, направленная на выявление всех обстоятельств совершения преступления.
- 2. Розыск лиц, скрывающихся, уклоняющихся и также розыск без вести пропавших.
ОРД, несмотря на ее незаменимость, носит вспомогательный характер по отношению к процессуальной деятельности. Информация, полученная ОРМ, является ориентирующей или обеспечивающей условия для исключения противодействия со стороны заинтересованных лиц для доступа к получаемым доказательствам (т.к. прямым доказательством она не является)
Важным свойством ОРД является отнесенность к государственной тайне многих сведений, относящихся к ОРД, в т.ч., согласно ст.12 ОРД, – это сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти сведения составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Предмет уточняется через пределы данного надзора. Пределы по кругу поднадзорных субъектов. Речь идет об оперативных подразделениях ряда органов государственной власти, которые указаны в ч.1 ст.13 ФЗ об ОРД:
- 1. Органы внутренних дел Российской Федерации.
- 2. Органы федеральной службы безопасности.
- 3. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
- 4. Таможенные органы Российской Федерации.
- 5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
- 6. Федеральная служба исполнения наказаний.
- 7. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Пределы по кругу НА, за исполнением которых надзирает прокурор – специальные ФЗ:
- 1. ФЗ об ОРД
- 2. Закон РФ о государственной тайне.
- 3. Законы об органах отдельных ведомств – ФЗ о полиции, ФЗ о ФСБ, ФЗ о внешней разведке + УПК (ст.38, 89), УИК, ТК ТС.
На уровне законов в силу негласного характера ОРД не регулируются детали осуществления ОРД, в частности, сам порядок проведения ОРМ отсутствует в законе, есть лишь перечень в ст.6 ФЗ (проверочная закупка, опрос и т.д.), т.е. детали ОРМ регулируются ведомственными подзаконными актами, составляющими гос тайну, а прокурор вынужден надзирать за такими актами, т.е особая ответственность прокурора.