Стратегия и планирование политики
Все предметы → Государственная политика
Процессу планирования государственной политики на общефедеральном и отраслевом (министерском) уровне придается большое значение. Постоянно разрабатываются программы совершенствования процесса планирования, внедряются новые технологии и механизмы, укрепляется механизм управления политикой Разработчиками стратегии или политики (policymakers) выступают политики, специалисты, эксперты, высшие должностные лица, государственные органы власти и управления. Планирование тесно связано с другими элементами госполитики – разработкой государственного бюджета и реализацией мероприятий политики. Этот процесс осуществляется на уровне правительства или отдельного ведомства и основан на общей системе планирования, подотчетности, управления, оценки и контроля. Характер решаемых проблем заставляет правительство России активно использовать технологии стратегического планирования.
Под стратегией понимается обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.
Процедура стратегического планирования и принятия решений включает:
- - определение миссии;
- - сбор информации о внешней и внутренней среде;
- - анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
- - постановку целей и задач, выбор приоритетов;
- - формирование и ранжирование стратегий;
- - разработку оперативных планов и графиков реализации;
- - ресурсное обеспечение стратегии;
- - совершенствование организационной структуры и должностных инструкций.
Стратегия имеет иерархическую структуру в зависимости от субъекта и объекта, для которых она разрабатывается, а также характера деятельности. Это может быть правительственная (общегосударственная), министерская, отраслевая, функциональная или операционная стратегия. Стратегическое планирование существует в регионах и городах России. В частном секторе выделяют корпоративную стратегию, бизнес-стратегию, функциональную и операционную стратегию. В процессе разработки государственных целевых программ стараются выделить три типа стратегий: стратегия развития (деятельность), стратегия обеспечения деятельности (инфраструктура), стратегия управления деятельностью (управление).
Перед началом разработки конкретных мероприятия и проведения расчетов анализируется условия внешней среды (возможности, угрозы, общая позиция, стратегические участники, риски и т.п.), а также факторы внутренней среды (стратегические интересы, конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны и т.д.).
Это позволяет затем выстроить алгоритм работы, а именно:
- - оценка ситуации и выделение ключевых проблем;
- - определение целей, приоритетов и концепции стратегии;
- - разработка и реализация программ и мероприятий;
- - прогноз развития и оценка результатов.