Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Четвертый этап в развитии института конституционного правосудия в РФ

Все предметыКонституционное правосудие


Выполним работу на заказ
 


 

Четвертый этап связан с созданием и деятельностью специализированного органа конституционного надзора - комитета конституционного надзора СССР. Его учреждение в системе высших органов государственной власти СССР вызвано внесением изменений и дополнений в конституцию СССР 1977г. в 1988г. Затем в 1989г. был принят соответствующий закон СССР «О комитете конституционного надзора СССР», который приступил к своей работе в этом же году и прекратил свою деятельность в 1990г. незадолго до распада СССР.

Согласно этому закону комитет конституционного надзора СССР должен был избираться на съезде народных депутатов СССР сроком на 10 лет, состоять из 25 членов, причем по одному из этих членов должны были избираться от каждой союзной республики, и все они должны были являться признанными специалистами в области права и политики. Председателем комитета конституционного надзора СССР был известный профессор С.С. Алексеев. Заместителем являлся Б.М. Лазарев. Одним из членов этого комитета был избран профессор, заведующий кафедрой уголовного права ТГУ В.Д. Филимонов.

Комитет конституционного надзора СССР в основном обладал надзорными полномочиями и давал свои заключения по соответствию положений конституции СССР и иных нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти СССР и союзных республик. Все заключения, вынесенные комитетом конституционного надзора СССР, по общему правилу носили только консультативный и рекомендательный характер, за исключением только 2 случаев: о проверке конституционности законодательных актов, нарушающих права и свободы человека и гражданина, либо противоречащие конституционным принципам национального государственного устройства СССР, т.к. по этим вопросам заключения комитета носили обязательный характер, и признанные им неконституционными законодательные акты утрачивали свою юридическую силу с момента вынесения соответствующего заключения комитета.

Несмотря на свою значительно проделанную работу, комитет СССР так и не смог до конца преодолеть недостатки своей деятельности. Заключения комитета конституционного надзора СССР могли быть опровергнуты путем принятия решения на съезде народных депутатов СССР не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов. Вне сферы конституционного надзора деятельности комитета оставались акты, принятые на съезде народных депутатов СССР, отсутствовал в его работе специальный юридический механизм обеспечения исполнения вынесенных им заключений.

В последствии опыт деятельности комитета конституционного надзора СССР оказал большое влияние на подготовку проекта союзного договора об образовании СССР 1991г, получившего название Новоогаревского соглашения. И в этом проекте уже предусматривалось учреждение конституционного суда СССР.