Институт правовой охраны Конституции РФ
Все предметы → Конституционное правосудие
Реальное, а не формальное обеспечения верховенства Конституции РФ в системе РП предполагает собой создание целого механизма правовой охраны Конституции РФ как основного закона для возникающих нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это подразумевает формирование института правовой охраны Конституции.
Институт правовой охраны – это вся имеющаяся совокупность способов и средств, направленная на выявление, устранение и предупреждение конституционных нарушений, восстановление нарушенных общественных отношений, рассмотрение и разрешение возникающих споров о компетенции между органами публичной власти, а также установление оснований и порядка привлечения виновных публичных структур к мерами конституционно-правовой ответственности.
В научной литературе принято в структуру механизма правовой охраны конституции включать различные составные части или элементы:
- 1. Регулирование порядка внесения изменений и поправок в Конституцию.
- 2. Действие механизма конституционно-правовой ответственности.
- 3. Конституционное правосудие и конституционный контроль (надзор).
Кроме того, в состав механизма правовой охраны Конституции входят различные государственные органы, призванные совершать активные действия по обеспечению правовой защиты Конституции от возникающих нарушений и обладающие соответствующими полномочиями в сфере контроля или надзора.
К уполномоченным государственным органам, наделенным полномочиями по осуществлению конституционного контроля или надзора можно отнести:
- 1. ФС.
- 2. Институт Президентуры.
- 3. Правительство.
- 4. Полномочия судов общей юрисдикции.
- 5. Создание и деятельность органов Прокуратуры.
- 6. Учреждения квазисудебных органов.
- 7. Деятельность специализированных КС.
Для большинства вышеперечисленных государственных органов является характерным то, что их полномочия в сфере правовой охраны (защиты) Конституции непосредственно закрепляются в тексте основного закона или специальных законодательных актах. Они, как правило, наделены правом проверять конституционность законодательных актов и составлять соответствующие по ним заключения. Все указанные органы, как правило, наделены правом принимать решения о приостановлении или отмене действия законодательных актов, которые были признаны не соответствующими Конституции. Перечисленные государственные органы вправе осуществлять функцию конституционного контроля или надзора. В тоже время необходимо отметить то, что объем и содержание полномочий указанных органов в сфере конституционного контроля или надзора может быть различным в зависимости от вызываемых ими юридических последствий. В частности, по мнению Ю.Л.Шульженко, понятие конституционного контроля означает то, что уполномоченный государственный орган имеет право выявлять, констатировать и устранять возникающие нарушения Конституции именно в ходе проверки соответствия оспоренных актов. Надзорные органы в лучшем случае имеют лишь право давать юридическую оценку возникающим нарушениям Конституции, однако, они не могу самостоятельно принимать решения об отмене законодательных актов, призванных не соответствующими Конституции страны. Поэтому в литературе сложилось мнение, что только решения органов конституционного контроля обладают такими важнейшими юридическими свойствами:
- 1. Общеобязательность.
- 2. Признание высшей юридической силой.