Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Причины правонарушений в обществе

ГлавнаяКурсовыеКурсовые по теории государства и права


Выполним работу на заказ
 


 

План курсовой работы


Введение.

1. Понятие правонарушения.

  • 1.1. Сущность правонарушения, его социальная природа.
  • 1.2. Признаки правонарушения.
  • 1.3. Состав правонарушений (объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения).

2. Причины правонарушений.

  • 2.1. Общая характеристика основных теорий причинности правонарушений.
  • 2.2. Социальные причины правонарушений на уровне общества.
  • 2.3. Социальные причины правонарушений на уровне малой социальной группы.
  • 2.4. Социальные причины правонарушений на уровне личности.

3. Соотношение причин и условий совершения правонарушений.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение


Правонарушения – крайне нежелательные для общества явления, поэтому оно стремится к их ликвидации. Для успешной борьбы с этими явлениями необходимо их изучать, знать их причины и условия. Изучение правонарушений преследует в конечном счёте практическую цель: разработать и затем осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые способствовали бы успешному наступлению на эти отрицательные социальные явления, уменьшили бы их распространённость. Полностью избавиться от правонарушений невозможно, по крайней мере, в обозримом будущем, поскольку на их совершение влияет множество факторов, которые будут рассматриваться в этой работе.

Причинное объяснение правонарушений раскрывает механизм изучаемых явлений, то есть указывает на то, какие иные явления и процессы порождают рассматриваемое явление, в каких конкретных условиях оно может возникнуть, какие существуют содействующие и противодействующие ему силы. Именно это и даёт возможность вырабатывать, прогнозировать и планировать организованную систему мер борьбы с нежелательными явлениями.

Таким образом, проблема заключается в том, что необходимо выяснить возможные причины правонарушений, чтобы предотвратить совершение этих противоправных действий в нашем обществе. Ведь проблема в любом обществе заключается именно в этом, так как оно не знает всех основных причин и поэтому не может предугадать правонарушения, а, следовательно, устранить их заблаговременно.

Данная проблема причинности правонарушений на протяжении многих лет изучалась известными людьми.

Те или иные криминологические концепции высказывались еще древними мыслителями (Платон, Аристотель), но самостоятельная наука о преступности и ее причинах сформировалась лишь во второй половине XIX века и получила название криминология. В различные периоды ее называли уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией.

Большое внимание проблеме правонарушений уделяли такие мыслители XVIII века, как Беккариа, Бентам, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Локк, Монтескье и другие. Они считали, что причины правонарушений исходят от социальной неустроенности общества и плохого воспитания граждан и предлагали законодателям смягчить репрессии и уделять большее внимание предупредительным мерам.

О правонарушениях и их причинах размышляли социалисты-утописты. Т. Мор видел возможность их преодоления в переустройстве общества на социалистических началах. Ж. Мелье, изобличая преступную деятельность значительной части католического духовенства, призывал к ликвидации общества, основанного на господстве частной собственности. Причины негативных социальных явлений он видел, прежде всего, в неравенстве людей, порождающем низменные чувства, и в существовании паразитирующих элементов – богатых бездельников. Морелли также полагал, что человек становится преступником вследствие неправильной организации общества, и видел источник всех зол в частной собственности. Подобные идеи развивали Ж. П. Марат и А. Н. Радищев.

Ученые-статистики исследовали преступность с позиций ее социальной природы. Известный бельгийский социолог А. Кетле, изучая особенности распределения преступников по полу, возрасту, месту и времени совершения преступлений, обратил внимание на связь их поведения с различными сторонами социального бытия.

Важно отметить мнение французского социолога, психолога и криминалиста Габриэля де Тарда, который видел причинность правонарушений в недостатках социальной жизни, в политической и экономической дифференциации общества. Он считал основными социальными процессами – конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нововведения.

Представляют интерес взгляды на преступность английского ученого Д. Говарда. Он, в частности полагал, что успехов в борьбе и профилактике правонарушений, в исправлении правонарушителей можно добиться с помощью разумной организации исполнения наказаний, важными составными частями которой являлись бы производительный труд, воспитание и обучение правонарушителей. При этом подчеркивалось, что люди, совершившие правонарушение, имеют право на человеческое отношение, санкцию в разумных пределах, хотя бы потому, что общество само сделало их преступниками.

Французские ученые П. Дюпати и Ж.-П. Бриссо видели причины совершения правонарушений в пороках социальной жизни, в политическом и экономическом неравенстве людей. Анализируя статистические данные, Дюпати пришел к выводу, что число ежегодно совершаемых правонарушений должно быть всегда приблизительно одинаковым, поскольку существуют их общие, постоянные причины. Этот вывод явился преддверием социальных теорий о вечности негативных социальных явлений, которые были развиты в конце ХIХ ? начале XX века Э. Дюркгеймом, Н. Д. Сергеевским, а в современный период ? П. Солисом, М. Клайнердом и другими. Наиболее четко мысль о вечности правонарушений как социального явления выразил французский социолог Э. Дюркгейм, считавший, что нельзя представить общество без правонарушений; они, по его мнению, являются элементом любого здорового общества.

Революционные демократы ? А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, ? будучи единомышленниками в понимании существа данной проблемы, видели причины правонарушений в самой природе эксплуататорского строя. Так, А. И. Герцен полагал, что совершение правонарушений подчинено общему закону причинности и объясняется внешними условиями жизни людей. Он придавал, в частности, большое значение экономическому положению населения, таким факторам, как социальное неравенство и нищета, и отмечал, что буржуазное общество не способно ликвидировать ни причины, порождающие преступность, ни сами преступления. В. Г. Белинский подчеркивал, что речь должна идти не об отдельных, частных причинах преступности, а обо всей системе общественных отношений. Ближе всех к пониманию классовой обусловленности преступности подошел Н. Г. Чернышевский.

Важно отметить представителей антропологической школы – судебного психиатра Чезарэ Ломбразо и его последователя Энрике Ферри. Они относили преступность к биологическому явлению, размышляя над тем, что существует «преступный тип» человека, совмещающего в себе не менее пяти определенных признаков (стигматов).

В советское время к этой проблеме был особый подход. Большинство советских авторов считали, что в условиях социалистического строя причин и условий для совершения правонарушений не существует. Они существуют только на первых этапах построения социалистического общества, являясь пережитками буржуазного строя. Такая концепция долгое время господствовала в науке. В современном российском обществе, не подверженном влиянию социалистической идеологии, этот подход к пониманию причинности представляется несостоятельным.

В настоящее время данная проблема причин и условий совершения правонарушений также пользуется актуальностью, поскольку правонарушения – явления, органически присущие обществу. Всегда какие-либо цели, интересы, устремления отдельных индивидов, социальных групп, классов и общества в целом будут не совпадать, а, следовательно, будут сохраняться факторы, порождающие негативные социальные явления.

Преступления, гражданско-правовые, административные и иные проступки отличаются друг от друга содержанием действий, из которых они складываются; характером общественных отношений, в сфере которых они имеют место быть; вредностью для общества. Тем не менее, всем правонарушениям свойственны определенные общие черты. Их роднит единство внутренней, социальной сущности и общие внешние признаки, характеризующие их в целом как особое общественное явление – правонарушения.

Предметом данной курсовой работы являются правонарушения и причины их возникновения.

Целью является рассмотрение основных причин правонарушений, установление связи причин и условий правонарушений в обществе. Задачами является следующее: выяснить основные теории причинности правонарушений; найти соотношение между причинами и условиями правонарушений.


Скачать работу (docx)