Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Судебная психолого-педагогическая эспертиза детей с особенностями развития

ГлавнаяКурсовые


Выполним работу на заказ
 


 

План курсовой работы


Введение.

1. Теоретические основы судебной психолого-педагогической экспертизы.

  • 1.1. Исторический анализ развития психолого-педагогической экспертизы как отдельного вида судебной экспертизы и ее социально-педагогическая обусловленность.
  • 1.2. Нормативно-правовые основы деятельности эксперта-психолога/педагога.
  • 1.3. Категории дел, требующие производства судебной психолого-педагогической экспертизы.

2. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с особенностями развития.

  • 2.1. Дети с особенностями развития как отдельная категория детей.
  • 2.2. Особенности взаимодействия с детьми с особенностями развития в процессе проведения судебной психолого-педагогической экспертизы.
  • 2.3. Особенности работы эксперта с родителями детей с особенностями развития.
  • 2.4. Наиболее частые ошибки при производстве судебных психолого-педагогических экспертиз.
  • 2.5. Рекомендации эксперту при производстве психолого-педагогических экспертиз.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение


Необходимость проведения судебной психолого-педагогической экспертизы в уголовном и гражданском процессе возникает всё чаще, в том числе при возникновении вопросов о месте проживания детей (ребенка), т.е. о том, кто из родителей будет заниматься непосредственным воспитанием детей (ребенка).

Судебная психолого-педагогическая экспертиза представляет собой специальное исследование, проводимое в отношении личности человека (родителя(ей), ребенка) и/или ситуации, инициируемое сторонами или судом при наличии для этого определенных оснований и выполняемое экспертом (экспертами) в соответствии с определением суда.

Эксперт (психолог-педагог) или два эксперта (психолог и педагог), привлекаемые судом в качестве исполнителей, в ходе исследования устанавливают свойства обследуемой личности, психологические установки, особенности интеллектуально-познавательных процессов и т.д. Сами по себе отдельные выявленные факты не имеют никакого доказательственного значения. Однако полное Заключение специалиста такого профиля является одним из самых весомых доказательств по судебному делу.

Таким образом, целью работы эксперта (специалиста) в области педагогики и психологии является профессиональная оценка психологических процессов, состояний и свойств каждой исследуемой личности; ее отношения к конкретной сложившейся ситуации; влияния этого отношения на поведение ребенка с педагогической точки зрения; обобщение полученных данных о личности.

«При рассмотрении конкретных споров о воспитании ребенка ставится задача провести психолого-педагогический анализ личности ребенка, матери, отца, их систем морально-нравственных ценностей, эмоционального отношения к ребенку и друг к другу.

На основе полученных результатов экспертом даются рекомендации с кем должен проживать ребенок и какое участие второй родитель будет принимать в его воспитании и образовании». При этом должны быть максимально устранены психотравмирующие ребенка последствия развода родителей, обеспечено гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Также психолого-педагогическая экспертиза проводится в тех случаях, когда возникает необходимость определить порядок обучения и воспитания ребенка, установить у него наличие/отсутствие или степень педагогической запущенности, психоэмоциональный или социальный инфантилизм, отставание в социально-интеллектуальном плане, возможные направления улучшения психологического развития, способности одного или обоих родителей к воспитанию и обучению ребенка и др.

Психолого-педагогическая экспертиза может проводиться судом, правоохранительными органами, родителями и родственниками ребенка, если для этого существуют определенные предпосылки: когда нужно установить отношение самого ребенка к сложившейся ситуации, выявить взаимосвязь между конкретным событием и психоэмоциональным состоянием малыша и т.д.

Чаще исследование проводится для суда в рамках бракоразводного процесса, затрагивающего интересы несовершеннолетних. И когда есть необходимость в определении места жительства. В данном случае она оценивает, с кем из родителей лучше проживать, если родители проживают раздельно.

Являясь разновидностью судебно-психологической, психолого-педагогическая экспертиза назначается и тогда, когда возникает необходимость установить, не оказывалось ли на ребенка психологическое и/или физическое воздействие со стороны матери, отца или других родственников (третьих лиц).

Помимо судебной необходимости психолого-педагогическое экспертное исследование ребенка может проводиться для предоставления заключения.

Для решения таких разнообразных вопросов эксперту (специалисту) необходимо одновременно обладать знаниями в области не только психологии, но и педагогики. Если такого образовательного сочетания нет, то психолого-педагогическая экспертиза должна проводиться двумя экспертами (специалистами): педагогом и психологом.

Актуальностью данного исследования является освещение и возможное устранение тех вопросов и противоречий, которые связаны с проведением судебной психолого-педагогической экспертизы. Разработка перечня методик судебного эксперта в данной области, определение нормативной базы и положения в образовании для эксперта такого уровня. Дача рекомендаций для работы психолога-педагога в области проведения диагностик ребенка с особенностями развития и работы с родителями такого ребенка, а так же практические вопросы выступления в суде. Практическое освещение достаточно спорного, но в тоже время очень важного исследования детско-родительских отношений и предупреждение возможных ошибок в части проведения работы с детьми и родителями, описания заключения, работа с тестовыми материалами.

К исследованиям, посвященным социально-психологическим и психолого-педагогическим проблемам семей, уже находящихся в состоянии развода и/или переживающих распад семьи, следует отнести работы таких ученых, как В.А. Ермаков (Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2011), Д.В. Сочивко, А.В. Пищелко (Реадаптация и ресоциализация. М., 2003), О.Э. Петруня (Юридическая психология: учебно-методический комплекс. М., 2009.), С.А. Баранова, З.Ф. Семенова (Рисуночные тесты. Методики работы с самыми маленькими. М., 2008), С.В. Семенова (Психологические рисуночные тесты. М., 2006), Д.А. Дилео (Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2017), А.Л. Баркан (О чем говорят рисунки детей. СПБ., 2014), А.В. Ваксян (Практика уголовного сыска. М., 2003), А.А. Гребенюк (Актуальные проблемы возрастной психологии. СИМФ., 2001).

Необходимо отметить, что при определенных обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка общения с ним одного из родителей (например, при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или жестоком обращении с ребенком) возникает необходимость проведения только психологической или даже психолого-психиатрической экспертизы по определению психологической или психической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей. Осознание сложностей, возникающих при проведении такого рода экспертиз, привели к формулировке противоречий:

  • - между частой необходимостью психолого-педагогической экспертизы и недостаточностью подготовленных специалистов;
  • - между необходимостью соблюдения специальных условий при проведении экспертиз с участием детей и сложностью их создания на практике;
  • - между вопросами подбора методик работы с ребенком с особенностями развития в соответствии с конкретной ситуации или использование ограниченного списка общепринятых методик.

Из всего выше сказанного следует, что проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы аспекты проведения судебной психолого-педагогической экспертизы детей с особенностями развития.

Цель исследования – охарактеризовать социально-педагогические аспекты судебной психолого-педагогической экспертизы детей с особенностями развития.

Объект исследования – судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Предмет исследования – аспекты проведения судебной психолого-педагогической экспертизы с участием детей с особенностями развития.

Гипотеза исследования. Априори мы полагаем, что диагностика детей с особенностями развития при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы имеет определенные социально-педагогические особенности, в числе которых:

  • - проведение такого исследования сопряжено с использованием диагностик традиционно относящихся к педагогике и психологии;
  • - проведение данного исследования может приобретать характер социально-педагогической профилактики, т.к. в некоторых случаях эксперт имеет право добавить на разрешение дополнительные вопросы или обратиться в соответствующие органы для решения конкретной задачи, выявленной в ходе проведения встреч и бесед с родителями и ребенком;
  • - в целом само исследование направлено на разрешение споров в отношении взаимодействия родителей и ребенка;
  • - особую значимость приобретают заключения эксперта, так как в дальнейшем это является одним из главных, неоспоримых доказательств при решении судебных дел в отношении места проживания ребенка и решении его дальнейшей судьбы.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

  • - изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
  • - провести исторический анализ развития психолого-педагогической экспертизы;
  • - ознакомиться с нормативно-правовыми основами судебной психолого-педагогической экспертизы;
  • - выявить социально-педагогические аспекты и особенности присущие данному исследованию;
  • - выявить ряд методик используемых при проведении психолого-педагогической работы с детьми с особенностями развития;
  • - выделить ряд параметров присущих детям с особенностями развития, которые должен учитывать эксперт при проведении психолого-педагогической экспертизы;
  • - обосновать особенности взаимодействия психолога-педагога при работе с родителями ребенка с особенностями развития;
  • - определить ряд часто встречающихся ошибок при проведении подобных исследований;
  • - сформулировать ряд основных рекомендаций для проведения судебной психолого-педагогической экспертизы.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по педагогике, психологии, юриспруденции и криминалистики.

Для системного анализа социально-педагогических аспектов проведения психолого-педагогической экспертизы использовались работы таких ученых, как:

  • - для изучения общего подхода работы с детьми, интерпретация отечественного и зарубежного опыта социально-психологической работы с детьми, а так же подбор методик и тестов как инструментарий психолога-педагога использовались работы содержащие идеи системного подхода (Н.И. Авдонина, А.И. Анастази) и общенаучного подхода (А.А. Алексеев, Д.В. Батаршев);
  • - непосредственное изучение методики рисуночных тестов, как основной диагностики, используемой при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы, рассматривались в работах, которые определяют комплекс средств и условий, необходимых для успешной реализации воспитательной функции: личностно-ориентированный подход (А.Л. Баркан, С.А. Баранова);
  • - большое значение для теоретического осмысления проблемы содержания и технологий деятельности судебного эксперта, а так же ошибки при назначении и проведении судебных экспертиз играют работы: Е.В. Александренко, А.В. Белоусова и других.

Теоретической основой исследования является:

  • - базисные нормы и положения основных законодательных актов, которыми руководствуется эксперт при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы ( КРФ, ГПКРФ, СКРФ,УКРФ и другие);
  • - ювенологический подход (при разработке технологий социально-педагогической деятельности эксперта в процессе проведения судебной психолого-педагогической экспертизы), который определяет основные параметры написания заключения содержатся как в законодательных актах (ФЗ № 73, ФЗ №120) , так и в учебной литературе различных авторов (Н.В. Антокольская и другие);
  • - положения и правила составления заключения, а так же основные акценты в написании судебной экспертизы (Е.Ю. Горошко, М.К. Каминский).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация; психологический анализ, анализ ситуаций.

Источники исследования: Конвенция о правах ребенка ООН, основополагающие акты федерального уровня, такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, а также Федеральные законы РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Скачать работу (docx)