Формы управления государством
Главная → Курсовые → Курсовые по теории государства и права
План курсовой работы
Введение.
1. Основные характеристики государственного управления.
2. Формы управления государством.
3. Структура органов власти Российской Федерации.
- 3.1. Структура разделения властей в государственном управлении.
- 3.2. Роль президента в системе государственного управления.
- 3.3. Законодательная власть в системе управления государством.
- 3.4. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении.
- 3.5. Судебная власть в системе государственного управления.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Важнейшим социальным институтом, гарантирующим реализацию обязательств, которые берут на себя взаимодействующие индивиды и организации, является государство. Государство способно обеспечить правовой порядок, без которого невозможно согласование противоречивых интересов групп и индивидов. Основной функцией государства во все времена было обеспечение баланса интересов различных социальных групп, поэтому цели государственных органов и способы их достижения в конечном счете определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия. Государственное управление выступает как механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику по сглаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению интересов общества и его различных групп. Этот механизм включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства.
Изучение государственного управления обычно включает три предметные области.
Так, философия формирует мировоззренческую основу научного познания общества, дает понимание общих законов и тенденций общественного развития, формулирует этические требования к государственному управлению. Положения и выводы философской науки создают методологическую основу научного управления обществом, способствуют более глубокому пониманию взаимосвязи между состоянием общества и системой государственного управления.
Государственное управление тесным образом взаимодействует с правом, так как деятельность органов государственной власти и управления в современных условиях приобретает правовую форму. Особое значение для теории государственного управления имеет конституционное право, определяющее основные принципы государственного устройства, порядок функционирования институтов государства, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством, и административное право, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Теория государства и права предоставляет государственному управлению важные теоретические знания, которые позволяют определить существенные характеристики государства.
Теория государственного управления опирается на результаты теоретических разработок экономической науки. Определяя цели экономической и социальной политики и основные принципы ее реализации, органы государственного управления опираются на выводы экономической теории о месте и роли государства в макроэкономическом регулировании. Экономическая теория исследует природу и факторы экономического роста, объясняет причины инфляции и безработицы, предлагает подходы к решению данных проблем.
Важное значение для теории государственного управления имеют исследования в области научного менеджмента. Теория менеджмента, отражающая наиболее эффективную практику управления в бизнесе, раскрывает основные принципы, формы и методы управления организацией, выявляя наиболее успешные образцы управленческой деятельности. Результаты исследований, осуществляемых в рамках теории менеджмента, могут быть использованы при организации деятельности органов государственного управления, определения их внутреннего устройства и функционирования, организации эффективной работы государственных служащих.
Вместе с тем важнейшие государственные решения, связанные с разработкой и реализацией экономической и социальной политики, принимаются в конкретных общественно-политических условиях. Государство как особый политически институт при осуществлении государственной экономической политики опирается на государственную власть как особый тип власти. При этом оно взаимодействует с другими политическими институтами (политическими партиями, общественными движениями) и институтами гражданского общества. Следовательно, в государственном управлении четко прослеживаются политические аспекты, а политология как наука предлагает теории государственного управления значительный объем теоретических знаний, задающих основные параметры государственного управления.
Важной составляющей теории государственного управления является социология, которая изучает общество в целом, взаимодействие людей в процессе общественного развития и явления, возникающие в процессе этого взаимодействия. В государственном управлении должны быть востребованы такие базовые категории социологической науки, как стратификация общества, его дифференциация, социальная мобильность, система ценностей. Для государственного управления актуальным становится исследование действий групп специальных интересов, их положительных и отрицательных моментов. Особого внимания заслуживает анализ специфики объективных и субъективных интересов особого социального слоя - государственных служащих.
Важнейшим объектом государственного управления является социальная структура общества. Без исследования социальной структуры общества нельзя разрабатывать стратегию государственного управления. Групповые интересы, групповые «моральные идеи», часто являющиеся противоречивыми и даже конфликтными, активно влияют на процесс принятия государственных решений, на состояние общества и государства. Задача государственного управления - гармонизировать эти интересы, активно влияя на формирование социальной структуры общества, адекватной потребностям динамичного стабильного социально-экономического развития страны.
Государство играет значительную роль в изменении социальной структуре общества, регулируя степень дифференциации доходов и накапливаемой части собственности с помощью налоговых механизмов. Оно выступает в качестве арбитра в трудовых спорах между работниками и работодателями вплоть до заключения общенациональных трудовых соглашений. Государство стимулирует преобразования в структуре занятости - через регулирование условий найма и увольнения, расширение государственных систем образования и профессиональной подготовки, масштабы и условия выплат пособий по безработице и нетрудоспособности.
Социология собственными методами дает оценку занятости, безработицы, доходов населения, потребительского спроса. В целом мы можем составить объективную картину социально-экономического развития, уровня социальной напряженности, лишь сопоставляя данные социально-экономической статистики с данными социологических исследований в рамках обозначенной проблематики. В частности, методы социологического анализа позволяют оценить «теневые» доходы, сравнить численность безработных, зарегистрированных в службах занятости и реальные потребности в рабочих местах. Результаты социологических опросов используются в государственном управлении при принятии основополагающих решений в таких важных для повседневной жизни людей областях, как реформирование жилищно-коммунального хозяйства, системы образования и здравоохранения и т.д. Социально-экономическая трансформация, переход к новой модели общественного развития, связанные с коренными изменениями в социальной структуре российского общества и модификацией системы ценностей россиян, усилением социальной дифференциации, актуализируют социологическую компоненту в государственном управлении.
Государственное управление имеет длительную историю, поэтому историческое знание играет важную теоретическую и практическую роль в становлении и развитии эффективной системы государственного управления. Исторический анализ позволяет определить специфику государственного управления на различных этапах общественного развития, в разных национальных культурах и типах человеческой цивилизации, выработать управленческие решения, адекватные соответствующим конкретным историческим условиям.
Управление вообще и государственное управление в частности осуществляется людьми, которые стремятся реализовать в процессе практической деятельности определенные идеалы и ценности. Решения в сфере управления субъективны, они принимаются с учетом таких мотивов, как социальные установки, интересы, убеждения, которые играют решающую роль в управленческой деятельности, определяют ее основные направления, формы, методы и эффективность. Очевидно, что изучение государственного управления как сложного механизма взаимодействия людей предполагает анализ психологических аспектов управления и использования в структуре теории государственного управления знаний, полученных в области психологической науки.
Государственное управление как культурно-психологическое явление может быть оценено с нравственных позиций, ибо в нем как особом виде человеческой деятельности наиболее отчетливо проявляются нравственные качества людей. Государственное управление всегда оценивается обществом с позиций морали, так как любое значимое государственное решение имеет для людей нравственные последствия. Этика управления становится важной составляющей теории и практики государственного управления, что находит подтверждение в принятых в большинстве развитых стран кодексах поведения государственного служащего.
Интенсификация глобальных процессов, усиление открытости национальных экономик, расширение гуманитарных контактов между странами и народами при одновременном ужесточении конкуренции в масштабах всего мирового хозяйства привели к серьезным изменениям национальных систем государственного управления. Внешние условия влияют на политику отдельных государств. Поэтому теория государственного управления все более активно исследует роль государства с учетом фактора глобализации с использованием результатов геополитических исследований.
Геополитика как область научного знания анализирует влияние геополитического положения государства на его внешнюю и внутреннюю политику, а также механизмы принятия решений в сфере государственного управления. В структуру теории управления должны быть включены результаты этих теоретических разработок, которые формируют основные принципы социально-экономической политики государства с учетом качественных особенностей современной глобализации.
↓ Скачать работу (docx)