Система противодействия терроризму в РФ
Содержание дипломной работы
Введение.
1. Терроризм как социально-политическое явление в Российской Федерации.
- 1.1. Понятие и сущность терроризма.
- 1.2. Терроризм как новая угроза безопасности в современной России.
2. Субъекты противодействия терроризму в Российской Федерации.
- 2.1. Влияние президента РФ на антитеррористическую политику.
- 2.2. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по осуществлению деятельности по противодействию терроризму в пределах своих компетенций и особенности реализации.
- 2.3. Координация деятельности органов власти в сфере противодействия терроризму на уровне субъектов РФ.
3. Проблемы и перспективы реформирования системы противодействия терроризму в России.
- 3.1. Актуальные проблемы реформирования системы противодействия терроризму в современной России.
- 3.2. Проекты реформирования системы противодействия терроризму в России.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Актуальность темы исследования. Основной чертой мирового сообщества третьего тысячелетия, безусловно, является его всеобъемлющий характер, приобретенный в процессе глобализации. Среди черт последней обычно называют интернационализацию капитала, которая приводит к формированию транснациональных корпораций; повсеместную информатизацию общества; падение роли национальных государств; выход так называемого «третьего сектора» национальной экономики за пределы территориальной юрисдикции отдельных государств. Когда речь заходит о последнем из перечисленных факторов в позитивном контексте, говорят о влиянии и роли НКО (некоммерческих организаций) на систему международных отношений.
Негативный нарратив данного процесса часто ассоциируется с таким явлением, как терроризм, приобретающий в системе мировых политических координат эпитет «международный». Терроризм стал серьезным вызовом современности, что детерминирует актуальность поиска решения проблемы противодействия данному явлению со стороны любого государства.
В современном мире терроризм стал одним из распространенных средств политической борьбы как в мире, так и в Российской Федерации. Растет количество жертв, погибших или получивших ранения и увечья в результате террористических актов; постоянно увеличивается материальный ущерб от действий террористов.
Тем самым многократно актуализируется проблема формирования эффективной политики противодействия терроризму. Повышение эффективности противодействия терроризму невозможно без систематизации действий и координации усилий общества, правоохранительных органов и органов государственной власти.
Это подтверждается и усилением акцентов на теме противодействия терроризму, ежегодно звучащей в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и поддержкой общества в этом вопросе. В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что Россия ведет длительную борьбу с агрессией международного терроризма, начиная с середины 1990-х гг. по настоящее время. В то же время лидер государства констатировал, что «невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку».
По причине экспансии международного терроризма актуализируется проблема совершенствования правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения проявлений терроризма, что закреплено в качестве одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Злободневное значение в рамках заявленной темы имеет аспект координации и взаимодействия в борьбе с терроризмом как на государственном, так и на межгосударственном уровнях. Как отметил В. В. Путин, «справиться с террористической угрозой и помочь миллионам людей, лишившимся дома, можно, только объединив усилия всего мирового сообщества».
Таким образом, проблема противодействия терроризму актуальна в теоретическом и практическом аспектах. Ее актуальность усиливается также потребностью постоянного совершенствования системы противодействия терроризму.
Степень изученности темы. Комплексный характер темы бакалаврской работы обусловил необходимость обращения к научным трудам в области политики, юриспруденции, социологии, экономики и истории.
Проблема терроризма как социально-политического явления нашла отражение в работах Н. В. Агеева, Д. В. Ольшанской, В. А. Бугаева, Ф. М. Волкова, которые приходят к выводу, что современный терроризм является угрозой национальной безопасности России и его отличительными особенностями являются многонациональный характер российского государства и особенности исторического развития. По мнению А. В. Захарова, особенностью развития терроризма в России является несовершенность нормативно-правовой базы в отечественном законодательстве и безнаказанность деятельности террористических групп в сети интернет. В своих исследованиях А. В. Коркмазов предлагает обратиться к опыту зарубежных стран в сфере противодействия терроризму в части основных принципов, закрепленных в законодательстве. М. Х. Машекуашева и З. Х. Кочесокова напротив, приходят к выводу о выявлении в России самобытных эффективных мер по борьбе с экстремизмом, важнейшими из которых является установление прочных связей с представителями различных конфессий и проведение круглых столов на постоянной основе.
Понятие и сущность терроризма подробно рассмотрены в научных статьях и монографиях И. М. Алиева, М. К. Арчакова, Е. В. Лукьянцевой, А. В. Макарова, М. В. Чумаченко, И. И. Романенко, Н. В. Чепаровой, И. С. Шегаева и др. По мнению упомянутых авторов, современный терроризм является сложной структурой, является важным субъектом международных отношений как транснациональная организация.
Влияние президента РФ на антитеррористическую политику в современной России неоднократно становилось предметом изучения многих отечественных ученых, среди которых стоит выделить исследования А. С. Барсенкова, А. И. Вдовина, В. П. Еферина, которые отмечают ведущую роль Президента России как субъекта антитеррористической политики. По их мнению, подобная модель обусловлена историческим развитием государства и централизованным характером власти.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти по осуществлению деятельности по противодействию терроризму в пределах своих компетенций проанализирована А. В. Богдановым, Е. Н. Хазовым, В. В. Глебовым, В. А. Тытаром, Л. Н. Насакиной, П. П. Фантровым. Перечисленные авторы в своих исследованиях приходят к выводу, что роль федеральных служб по обеспечению безопасности имеет разветвленный характер и отвечает потребностям современного государства. Тем не менее, Л. Н. Насакина в своих работах делает акцент на то, что необходимо создать единую систему по противодействию терроризму, для сокращения бюрократических запросов и дальнейшей оперативной деятельности.
Значительный пласт работ посвящен проблемам и перспективам реформирования системы противодействия терроризму в России. В их числе следует отметить работы, в которых рассматриваются перспективы усовершенствования уголовного законодательства: Е. Ю. Ушаков, А. Ю. Яковлев, Д. А. Мингалиева, Д. В. Пожарский, О. Ю. Тхаровская, Д. В. Поташёв. По мнению исследователей в российском уголовном законодательстве существуют пробелы, способствующие росту террористических атак, для устранения которых, необходимо ужесточение наказаний за совершенные преступления.
Следующему направлению модернизации отечественной политики в области противодействия терроризму, посвящены труды А. И. Бастрыкина, М. Л. Гачавы, О. В. Кабановой, А. В. Захарова, С. Ю. Лисовой. Данные авторы отмечают необходимость реформирования нормативного регулирования деятельности СМИ и электронных ресурсов, посредством которых экстремисты вербуют новых членов бандформирований.
Таким образом, несмотря на серьезное внимание исследователей к проблеме противодействия терроризму в современной России, многие вопросы остаются недостаточно проработанными и требуют дальнейшего изучения.
Объектом бакалаврской работы являются общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие по поводу осуществления действий, направленных на противодействие терроризму.
Предмет исследования – совокупность органов, а также правовых норм, образующих систему противодействия терроризму в России.
Цель исследования состоит в системном анализе формирования и развития структуры противодействия терроризму в России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- - рассмотреть понятие и сущность терроризма;
- - изучить терроризм как новую угрозу безопасности в современной России;
- - проанализировать особенности влияния президента РФ на антитеррористическую политику;
- - раскрыть деятельность федеральных органов исполнительной власти по осуществлению деятельности по противодействию терроризму в пределах своих компетенций;
- - рассмотреть координацию деятельности органов власти в сфере противодействия терроризму на уровне субъектов РФ;
- - определить актуальные проблемы реформирования системы противодействия терроризму в современной России;
- - охарактеризовать проекты реформирования системы противодействия терроризму в России.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу бакалаврской работы составляют идеи, а также теоретические положения представителей отечественной политической философии, правоведческой, социологической, исторической и экономической мысли по проблемам терроризма.
Понятийную основу противодействия терроризму составляют понятия «террор», «терроризм» и «террористический акт».
В буквальном переводе с латинского языка «terror» означает страх, боязнь, ужас и происходит от глагола «terrere» – пугать. Некоторые зарубежные источники определяют понятие «террор» как «чрезвычайный ужас; применение данного ужаса в целях запугивания населения, в частности ради достижения политических целей». В настоящее время в научных исследованиях преобладает концепция, согласно которой террор определяется как принципиальный метод достижения некоторых целей.
К настоящему времени с учетом существующих параметров международного терроризма ему стал свойственен долговременный и устойчивый характер. Процессы дальнейшего развития международного терроризма и постоянное возрастание степени его общественной опасности для всего человечества, предполагается, во многом будут находиться в зависимости от возможности сохранения и интенсивности воздействия его существующих особенностей, а также от позитивного потенциала мирового сообщества, направленного на их минимизацию.
Хотя мнения относительно определения терроризма разнятся и точной, общепринятой дефиниции до сих пор нет, тем не менее, важно отметить, что терроризм признается как «политически мотивированные насильственные действия или их угрозы, ориентированные на достижение психологического эффекта», так и насилие против мирных граждан. Как отвечал Ф. Бэкон, «в гражданском обществе господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жесткость самого закона».
В настоящее время терроризм – это политика, тактика и планирование по разрушению существующего государственно-конституционного устройства, по запугиванию населения и получению рычагов влияния и давления на государственные структуры для достижения политических целей террористов.
В отечественном законодательстве под террористическим актом понимается «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями».
Специфика и сложность заявленной темы обусловили применение целого комплекса общенаучных и частно-научных методов познания, таких как: сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и абстракция.
Исторический метод применяется при рассмотрении этапов становления и развития терроризма в России, а также при изучении его современного состояния. Сравнительный метод позволяет охарактеризовать и выявить особенности этапов развития терроризма, специфику направлений реформы в области антитеррористической политики. Системный и структурно-функциональный метод применяется во второй главе исследования при рассмотрении структуры и функций органов по противодействию терроризму в РФ. Формально-юридический метод исследования представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики. Он используется на протяжении всей работы при определении юридических понятий, а также выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга.
Источниковой базой исследования послужили:
- - нормативно-правовые источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «О безопасности», «О полиции», «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности», «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», «Уголовный кодекс Российской Федерации». Указы Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «О мерах по противодействию терроризму», «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» и др. Постановление правительства «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»;
- - монографическая литература;
- - материалы периодических изданий;
- - учебные пособия;
- - материалы сети интернет.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- - обобщены различные подходы к трактовке терроризма как социально-политического явления и определены сущностные характеристики современного терроризма;
- - выявлена специфика деятельности субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации;
- - выработаны рекомендации, которые могут способствовать реформированию системы противодействия терроризму в России.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть полезными при дальнейшей разработке различных аспектов данной темы.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в преподавании дисциплин «Конфликтология», «Политология», «Юриспруденция», при подготовке учебно-методических пособий по теме исследования.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 85 наименований. Общий объем работы составляет 86 страниц машинописного текста.
↓ Скачать работу (docx)