Отстранение работника от работы в Республике Беларусь
Содержание дипломной работы
Введение.
1. Социально-правовая сущность отстранения работника от работы.
- 1.1. Понятие отстранения работника.
- 1.2. Отстранение как юридическая категория.
- 1.3. Источники правового регулирования отстранения от работы.
2. Отстранение от работы по требованию уполномоченных органов.
- 2.1. Отстранение руководителя (исполняющего обязанности руководителя по трудовому договору) организации-должника при рассмотрении дела о банкротстве.
- 2.2. Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
- 2.3. Отстранение от работы работника, являющегося носителем возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Отстранение работника по инициативе нанимателя.
- 3.1. Отстранение работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.
- 3.2. Отстранение от работы работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
- 3.3. Отстранение от работы работника, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.
- 3.4. Отстранение от работы работника, не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
- 3.5. Отстранение от работы работника, совершившего хищение имущества нанимателя.
- 3.6. Отстранение от работы работника при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Проводимые в последние годы в Республике Беларусь социально-экономические преобразования предполагают их надежное правовое обеспечение. Этому в определенной мере способствует и трудовое право. Несмотря на то, что принят целый ряд нормативных правовых актов (в том числе и Трудовой кодекс), регулирующих трудовые отношения, проблеме отстранения работника от работы уделено недостаточно внимания. Законодательство по регулированию отстранения от работы представлено ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и отдельными конкретизирующими ее нормативными правовыми актами. В них отсутствует понятие отстранения, нечетко определены субъекты, управомоченные на выполнение этих действий, недостаточно урегулирован механизм отстранения.
Рост технической оснащенности народного хозяйства, ухудшение экологической обстановки, необходимость борьбы с пьянством, хищениями и другими правонарушениями в сфере труда - все это обусловливает расширение области применения правовых норм об отстранении работников.
Как свидетельствует практика, наниматели (уполномоченные должностные лица нанимателей) при наличии оснований для отстранения работника, не всегда принимают меры к их отстранению, что приводит к несчастным случаям и большим материальным потерям.
Происходящие в организациях несчастные случаи нередко сопровождаются огромными материальными потерями, вызванными выходом из строя основных средств, порчей сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
Как свидетельствуют данные зарубежных специалистов, потери и материальный ущерб от несчастных случаев на производстве сопоставимы с затратами государства на национальную оборону.
Одним из важнейших социально-экономических прав граждан Республики Беларусь является право на труд, закрепленное в ст. 41 Конституции Республики Беларусь и п. 1 ст. 11 ТК.
Каждое субъективное право представляет собой диалектическое единство трех взаимообусловленных возможностей (правомочий): вид допустимого поведения обладателя в данной области социальной жизни, возможности требование надлежащего поведения от обязанных лиц в той же или смежной области общественной жизни и возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата или общественности для более успешного использования права или устранения препятствий на пути к этому.
Право предусматривает механизм реализации субъективных прав. И от того, насколько совершенен будет этот механизм, во многом зависит эффективность осуществления трудовых прав и обязанностей работников.
Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты определяют обязанных субъектов, деятельность которых способствует осуществлению субъективных прав работников (в том числе и права на труд). Однако, как свидетельствует практика, права работников нарушаются нанимателями (уполномоченными должностными лицами нанимателя).
Необоснованное отстранение от работы — не только нарушение конституционного права на труд, но и создание условий для текучести кадров, ухудшения социально-психологического климата в организациях, способствование возникновению трудовых споров.
В этой связи правовое обеспечение реализации гражданами нашего государства конституционного права на труд, его защита — одна из важнейших задач трудового права.
Юридическая наука и, в частности, наука трудового права внесли значительный вклад в разработку проблем, связанных с отстранением работников от работы. Отдельные вопросы правового регулирования отстранения работников от работы нашли отражение в работах Я. Амчиславского, А.С. Пашкова, В.А. Процевского, В.И. Семенкова, А. Эпштей-на, А.И. Цепина, ГА Василевича, К.П. Уржинского, В.И. Кривого, Л.Я. Островского, К.И. Кеник, А.М. Соколовской и других исследователей. Все это способствовало укреплению теоретической базы для оптимизации правовых норм об отстранении.
Результатом теоретических исследований явилось включение в КЗоТ всех союзных республик бывшего СССР статьи, устанавливающей основание отстранения от работы по инициативе администрации предприятия, организации, учреждения и срок, на который рабочий либо служащий отстранялся. Соответствующая статья также предусматривала, что отстранение от работы может производиться по предложению уполномоченных на это органов в случаях, установленных законодательством. Трудовой кодекс Республики Беларусь увеличил количество случаев, обязывающих нанимателя отстранять от работы в соответствующий день (смену) работника, урегулировал вопрос оплаты за время вынужденного прогула, вызванного незаконным отстранением от работы. Был принят ряд ведомственных нормативных правовых актов, в которых наряду с другими вопросами предусматривались основания отстранения и должностные лица либо органы, уполномоченные отстранять от работы. Однако некоторые важные стороны отстранения работника от работы либо остались неизученными, либо нуждаются в дальнейшей разработке. Это касается, в частности, определения отстранения от работы, установления межотраслевого и внутриотраслевого положения правовых норм об отстранении, тенденций их развития, юридической природы отстранения от работы, принципов правового регулирования отстранения работника и некоторых других.
Наблюдающийся в последние годы динамизм правотворческих и правоприменительных процессов в сфере отстранения работника от работы также требует теоретического осмысления данного вопроса.
Все вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы работы.
Цель работы – всестороннее исследовать понятие, значение и сущность такого правового явления как отстранение от работы, причин его вызывающих, порядка и правовых последствий его осуществления, а также сделать выводы и внести предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой области.
Задачи работы:
- - рассмотреть социально-правовую сущность отстранения от работы;
- - проанализировать случаи отстранения от работы по требованию уполномоченных государственных органов и их должностных лиц;
- - рассмотреть вопросы отстранения от работы по инициативе нанимателя.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с отстранением работника от работы и методы их правового регулирования при помощи соответствующих институтов права.
Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок отстранения от работы.
Методология исследования - общенаучные методы (диалектический, исторический, анализ, синтез и другие) и специальные юридические методы (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и другие).
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов как: А. П. Чичина, А. Сергеева, В.А. Процевский, Т. Павловец, Н. С. Минько, В.И. Кривой, Н. Колезнева, С. П. Желтобрюхов, А.А. Греченков, И.Г. Воробьев.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и др.
↓ Скачать работу (docx)