Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие в уголовном процессе властные полномочия

Все предметыУголовный процесс. Общая часть


Выполним работу на заказ
 


 

1. Суд. Любой СОЮ, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные кодексом (п.48 ст.5).

  • - Только суд в силу презумпции невиновности полномочен признать обвиняемого виновным, а также в силу принципы состязательности сторон разрешить уголовное дело.
  • - Помимо разрешения дела, в проверочных стадиях суд рассматривается вопрос о законности и обоснованности приговора или иного итогового судебного решения (понятие итоговых решений дано в п.53 ст.5 УПК), а также о справедливости приговора в части назначенного наказания.
  • - Кроме того к ведению суда отнесены вопросы, связанные с ограничением конституционных прав и свобод личности (избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, дача согласия на производство обыска в жилище и т.д.) – ч.2 ст.29 УПК; с жалобами на действия и решения на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора – ч.3 ст.29 УПК; с исполнением обвинительного приговора (УДО; досрочное снятие судимости и т.д.) – ст.396 УПК.

2. Прокурор. В организационном смысле – это ДЛ, возглавляющее соответствующее звено прокуратуры: прокурор района, области и т.д.

В процессуальном смысле (п.1 ст. 5 УПК) – Генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры и иные ДЛ органов прокуратуры, участвующие в УСП и наделенные соответсвующими полномочиями ФЗ «О прокуратуре».

Т.о. конкретное ДЛ может занимать разные должности в системе органов прокуратуры, но в процессуальном смысле обладатели этих должностей являются прокурорами.

Легальное определение функций – во всех стадиях УСП прокурор представляет сторону обвинения, осуществляет уголовное преследование. (п.45 – 47 ст.5, ч.1 ст.37).

  • - В досудебном производстве он также осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1ст.37).
  • - В ходе судебного производства по делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч.3 ст.37). Если государственный обвинитель откажется от обвинения, дело будет прекращено.

3. Следователь и руководитель следственного органа (СО). Следователь – ДЛ, правомочное осуществлять предварительное следствие по делу - п. 41 ст.5. При этом осуществлять предварительное следствие он правомочен лишь по делу, принятому им к своему производству - ч. 1 ст.156 УПК.

Следователь-криминалист – отличается от следователя тем, что помимо обычных полномочий следователя в праве участвовать по поручению Р СО в отдельных следственных и иных процессуальных действиях или самостоятельно производить их без принятия дела к своему производству (п.40 ст.5).

Согласно п.47 и 55 ст.5 УПК следователь отнесен к стороне обвинения, осуществляющей функцию уголовного преследования. Однако закон возлагает на него ряд полномочий, выходящих за пределы этих функций. Например: разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч.1 ст.11, ч.1-2 ст.16); обязанность собирать не только обвинительные, но и оправдательные доказательства (ст.73, 85, 86 УПК).

Таким образом, процессуальная деятельность следователя не сводится только к обвинению.

УПК провозглашает процессуальную самостоятельность следователя, выраженную в его праве самостоятельно направлять ход расследования (п. 3 ч.2 ст. 38). Однако, эта самостоятельность во многом блокирована полномочиями РСО давать следователю обязательные указания о направлении расследования и по иным ключевым вопросам (п.3 ч.1 и ч.3 ст.39).

Следователь выступает как поднадзорный субъект прокурора, при этом в праве обжаловать требования прокурора об устранении нарушений УПК (ч.3 ст. 38, ч.4 ст.39) и о направлении дела для производства дополнительного следствия (ч.4, 5 ст.221).

Можно заключить, что следователь находится под сильным ведомственным контролем со стороны РСО и под ослабленным (с 2007 г.) прокурорским надзором.

4. Орган дознания, дознаватель и начальник подразделения дознания. П.24 ст.5 – орган дознания.

Начальник подразделения дознания - ДЛ, возглавляющее соответствующее подразделение в органе дознания. Например: начальник отделения дознания отдела МВД по конкретному району (п.17 ст.5).

Дознаватель – п.7 ст.5.

Виды органов дознания:

  • 1. Органы, полномочные проводить дознание в полном объеме ( ч.3 ст. 151). Это вся работа, начиная с возбуждения уголовного дела и принятия дела к своему производству до составления обвинительного акта. Дознаватели ОВД, ФСК, таможенные органы и т.д. (6 органов)
  • 2. ДЛ, которые правомочны возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по делам, по котороым необходимо производство предварительного следствия (ч.3 ст. 40; ч. 2 ст.157). Это лица, которые по общему правилу, расследованием не занимаются, однако сталкиваются с преступлениями в ситуации, когда по объективным причинам следственных органов поблизости нет и быть не может. Например: преступление совершено на корабле, находящемся в дальнем плавание; в российском дип представительстве за рубежом; на территории воинской части, находящейся на значительном удалении от военного следственного органа и т.д. По окончании производства неотложных следственных действий указанные ДЛ передают материалы дела руководителю следственного органа для производства предварительного следствия (ч.3 ст.157).

Функции дознавателя. Его процессуальное положение относительно начальника органа дознания и руководителя подразделения дознания во многом аналогично положению следователя по отношению к руководителю следственного органа. Отличие в полном отсутствии процессуальной самостотельности от вышестоящих ДЛ в органе дознания, а также от прокурора, что выражено в следующем:

  • - В отличие от обжалования следователем указаний руководителя следственного органа обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания или начальника подразделения дознания никогда не приостанавливает исполнение этих указаний (ч.4 ст.40, ч.4 ст.41).
  • - Прокурор в праве давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий (п.4 ч.2 ст.37), чего он не в праве делать в отношении следователя. Т.е. существует полноценное процессуальное руководство дознанием со стороны прокурора.