Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Значение Конституции РФ и норм международного права в урегулировании уголовного процесса

Все предметыУголовный процесс. Общая часть


Выполним работу на заказ
 


 

Конституции принадлежит главное место среди источников законодательства, в следствие ее высшей юридической силы (ст. 15), кроме того, в конституции есть ряд основополагающих норм непосредственно регулирующих: УСП, его принципы (ст. 15, 19, 21, 32), нормы о судебном контроле за применением мер процессуального принуждения и производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ст. 22, 23, 25), требования о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50) и т. д.

Согласно постановлению пленума ВС РФ от 31. 10. 1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию:

  • 1. Когда, закрепленные нормами Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения под условием принятия какого-либо ФЗ.
  • 2. Когда конституционным судом выявлен пробел в законодательстве, либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции НПА или его отдельных положений.

Значение решений КС РФ для регламентации уголовного судопроизводства


КС принимает решения, одни из которых являются источниками права, а другие - лишь правоприменительными актами. Например, о признание не конституционности или конституционности нормы УПК, содержащие решения обязательные для правоприменителя правила поведения при производстве по уголовным делам. До принятия закона приводящего УПК в соответствие с Конституцией - в случае признания КС нормы неконституционной, либо независимо от принятия такого закона – если уголовно-процессуальная норма не противоречит Конституции, но ей противоречит смысл, придаваемый данной норме правоприменителем. Ко вторым относятся те решения КС, которыми уголовно-процессуальные нормы признаны конституционными.

Нормы международного права и их роль в УПП


Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Соответствующее положение содержит и УПК в ч. 3 ст. 1. В следствие этого возникла необходимость в толковании понятий «общепризнанный принцип МП», «общепризнанная норма МП», «международный договор». В этой связи пленум ВС в п. 1 постановления от 10. 10. 2010 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм МП и международных договоров МП» дал советующее объяснение. Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ – межгосударственные договоры; от имени правительства - межправительственные; от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций – договоры межведомственного характера. Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах РФ» положения, официально опубликованных международных договоров РФ не требующие издания внутригосударственных актов для применения действуют в РФ непосредственно. Для осуществления положений иных международных договоров принимаются соответствующие правовые акты (п. 3). Таким образом, только межгосударственные и официально-опубликованные договоры РФ имеют приоритет над национальным уголовно-процессуальным законодательством.

Виды межгосударственных договоров


1. Конвенции и декларации ООН существуют как обязательные для РФ международно-правовые договоры, как правило, в виде рекомендации, так и рекомендательные декларации. К обязательным, прежде всего, относятся декларации ООН о правах человека. Эти акты признаны и/или ратифицированы Россией и являются источниками уголовно-процессуального права. Рекомендательные акты ООН с формальной точки зрения источниками УПП РФ не являются, но подлежат учету при толковании МП норм и в национальном законотворчестве. Одной из сфер деятельности ООН является борьба с преступностью и выработка стандартов уголовного правосудия. Значительную роль в этом играют конгрессы ООН по предупреждению преступности и правосудию.

2. Конвенция о правах человека и основных свободах от 4.11.1950 г. и решения ЕСПЧ имеют особое значение для стран-членов совета Европы. Некоторые положения конвенции прямо относятся к уголовному судопроизводству (например, запрет пыток и бесчеловечного отношения ст. 3). Россия ратифицировала конвенцию и признала юрисдикцию ЕСПЧ в 1998г. Правовые позиции ЕСПЧ для Российских судов имеют либо обязательный, либо рекомендательный характер, согласно постановлению пленума ВС РФ от 27.06.2013г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о правах человека и основных свободах от 4.11.1950г. и протоколов к ней». В тех случаях, если правовые позиции содержатся в постановлениях ЕСПЧ, принятых в отношении России, они обязательны для российских судов, но при условии, что не противоречат Конституции РФ (согласно постановлению КС РФ от 14.07.2015г. №21-П). Правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в постановлениях, принятых в отношении других государств членов совета Европы, учитываются судом, если обстоятельства рассматриваемого им деля являются аналогичными обстоятельствам, ставшим ранее предметом рассмотрения и выводов ЕСПЧ.

3. Многосторонние и двусторонние договоры России в сфере уголовной юстиции. Среди многосторонних договоров важную роль на ряду с Европейскими конвенциями играют акты СНГ, в частности конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993г.). В настоящее время Россия подписала в Кишинёве конвенцию от 7.10.2002 г. с аналогичным названием. После ее ратификации Кишинёвская заменит Минскую.