Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и общая характеристика управления в области использования и охраны земель

Все предметыЗемельное право


Выполним работу на заказ
 


 

Цели охраны земель - предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях с/х назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране проводится с учетом экологич экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В целях повышения заинтересованности собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Управление земельными ресурсами – урегулированная нормами права деятельность гос., муниципальных и иных управленческих органов (структур, должностных лиц), призванная обеспечить рациональное использование и охрану земель. Можно рассматривать как деятельность различных субъектов управления, которая направлена на организацию рационального использования и охрану земель на защиту прав граждан и юр. лиц.

Виды управления, зависящие от субъектов управления


1. Государственное управление. Деятельность гос. органов, направленная на реализацию государством своих полномочий собственника земли, на организацию рационального использования, охрану земель, защиту земельных прав.

Имеет особое значение, ибо управляет земельным фондом РФ с одной стороны как собственник значительного количества земель, а с другой стороны как суверен на определенной территории.

Осуществляется на федеральном и региональном уровне, что соответствует ст. 72 Конституции, а также ст. 9, 10 ЗК.

Государственное управление земельным фондом – составная часть управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Государственное управление земельным фондом является формой реализации экологической функции государства, сама же экологическая функция – это деятельность, направленная на сохранение и восстановления экологической обстановки, важнейшее условие рационального использования земель.

Виды государственного управления:

  • - общегосударственное (по принципу административно-территориального деления и распространяется на всех субъектов, независимо от их подчинения)
  • - ведомственное (только на субъектов, подчиняющихся тому или иному министерству).

ЗК РФ, Ст 9. Полномочия РФ в области земельных отношений:

  • - установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • - установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов участков, а также ограничений оборотоспособности участков;
  • - гос. управление в области осуществления мониторинга земель, гос. земельного надзора, землеустройства; осуществление гос. земельного надзора;
  • - установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения участков (изъятия) для гос. и муниципальных нужд;
  • - резервирование земель, изъятие участков для нужд РФ;
  • - разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией, ЗКРФ, ФЗми.

РФ осуществляет управление и распоряжение участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ.

ЗК РФ, Статья 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений:

  • - резервирование, изъятие участков для нужд субъектов РФ;
  • - разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
  • - иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы и органы субъектов могут передавать друг другу свои полномочия путем издания законов или заключения соглашений. Полномочия субъектов Федерации в области земельных отношений, закреплены в Уставе субъекта РФ.

2. Муниципальное управление. ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений: резервирование земель, изъятие участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муницип образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления и органов гос. власти субъекта РФ в области земельных отношений, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

3. Производственное управление (администрация предприятия).

4. Общественное управление. Общественные организации (объединения), движения, занимающиеся экологической деятельностью на территории РФ, а также международные организации, в том числе специализированные (МАГАТЭ, ФАО, ЮНЕСКО, ГРИНПИС) в соответствии с действующим экологическим законодательством вправе:

  • - оказывать содействие органам гос. и муниципального управления в охране земельных ресурсов;
  • - участвовать в гос. экологической экспертизе;
  • - создавать общественные экологические фонды и проводить общественную экологическую экспертизу;
  • - требовать отмены решений о размещении, строительстве и эксплуатации экологически вредных объектов;
  • - требовать предоставления информации о качественном состоянии земель;
  • - осуществлять общественный контроль за охраной и рациональным использованием земель.

Виды управления по направлениям компетенции


1. Общее управление. Осуществляют органы общей компетенции: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Распространяется на всю территорию РФ (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности.

2. Специальное (межведомственное) управление. Находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Осуществляют свои функции независимо от ведомственной принадлежности организаций, формы и вида собственности на землю.

3. Отраслевое (ведомственное) управление. Осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство с/х и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство обороны РФ и др. Отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях организуют проведение мероприятий по рекультивации и мелиорации.

4. Внутрихозяйственное (на предприятии и т.п.) управление. Могут осуществлять, например, общее собрание членов с/х производственного кооператива, садоводческого товарищества, потребительского кооператива, других коммерческих и некоммерческих объединений. В компетенцию входит ведение внутрихозяйственного учета, кадастра, мониторинга земель, перераспределение освободившихся участков, решение споров между совладельцами участков, организация мероприятий по охране и рациональному использованию участков и прочие внутрихозяйственные вопросы.

Функции органов управления – основные направления деятельности компетентных органов в области охраны и использования земель: мониторинг, учет земель, планирование и использование земель, территориальное зонирование, предоставление и изъятие земель, землеустройства, земельный контроль и надзор, разрешение земельных споров.