Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Все предметыЗемельное право


Выполним работу на заказ
 


 

Бесплатная приватизация недвижимого имущества была разрешена до декабря 2013 года. После широкого общественного обсуждения Государственная Дума продлила до 1 марта 2015 года.

Отношения, связанные с приватизацией гос. и муниципального имущества урегулированы НПА:

  • 1. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации гос. и муниципального имущества»;
  • 2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О гос. программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»;
  • 3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи гос. или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в гос. или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  • 4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже гос. или муниципального имущества» и др.

ФЗ «О приватизации гос. и муниципального имущества» от 21.12.2001 178-ФЗ, ст 4. «Законодательство РФ о приватизации»:

  • 1. Законодательство РФ о приватизации состоит из настоящего ФЗ-178 и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ. Нормы о приватизации, содержащиеся в других ФЗ, не должны противоречить ФЗ-178.
  • 2. Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации гос. имущества, принятых в соответствии с настоящим ФЗ, и принимаемых в соответствии с ними иных НПА РФ.
  • 3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Закон "О приватизации гос. и муниципального имущества" не регулирует отношения по приватизации земель:

  • - с/х назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • - зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • - водоохранного и санитарно-защитного назначения;
  • - общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.);
  • - транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
  • - предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в гос. или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;
  • - не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ.

Приватизация гос. и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муницип образований, в собственность ф/л и (или) ю/л.

ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178 – ФЗ термина «приватизация земельных участков» не содержит.

Статья 28, регулирующая отношения по отчуждению участков, поименована как «Отчуждение земельных участков», но при этом помещена в главе V Закона «Особенности приватизации отдельных видов имущества». В ней указано: покупателями гос. и муниципального имущества могут быть любые физ. и юр. лица, за исключением гос. и муниципальных унитарных предприятий, гос. и муниципальных учреждений и юр. лиц, в уставном капитале которых доля РФ и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 ФЗ.

При приватизации происходит преобразование гос. или муниципальной собственности в частную собственность.

Гос. и муниципальное имущество отчуждается в собственность физ. и (или) юр. лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в гос. или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится гос. или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования гос. и муниципальных унитарных предприятий).

Со дня введения в действие ЗКРФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте (ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 ФЗ-178 установлены способы приватизации гос. и муниципального имущества:

  • - преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • - продажа гос. или муниципального имущества на аукционе;
  • - продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • - продажа гос. или муниципального имущества на конкурсе;
  • - продажа за пределами территории РФ находящихся в гос. собственности акций открытых акционерных обществ;
  • - продажа акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • - продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • - продажа гос. или муниципального имущества без объявления цены;
  • - внесение гос. или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
  • - продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В отношении юр. лиц, имеющих участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлен "принудительный" порядок переоформления права. Юр. лица, за исключением гос. и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 г.

Собственники гос. и муниципального имущества – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • 1. Правительство РФ, которое: ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; издает НПА по вопросам приватизации; руководит работой федеральных органов исполнит власти по вопросам приватизации федерального имущества; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
  • 2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое: подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федер имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации; осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федер. имущества; обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
  • 3. Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет функции: осуществляет от имени РФ продажу федерального имущества; обеспечивает оценку федерального имущества; заключает договоры купли-продажи федерального имущества; ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
  • 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
  • 5. Органы местного самоуправления.

Правовое регулирование купли-продажи участков


Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность. Обязательная гос. регистрация именно договора по отчуждению участка предусматривается только для договора дарения и договора ренты, предусматривающего отчуждение участка под выплату ренты. Иные договоры отчуждения сами по себе не подлежат обязательной гос. регистрации. Однако обязательной является гос регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю.

Участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта участка, если иное не установлено ФЗ. Кадастровый паспорт прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи участка (ст 28 ФЗ-178).

Приватизация предусматривает порядок передачи земли из гос. или муниципальной собственности в частную. Оформление в собственность может быть осуществлено как в форме приватизации, так и в форме договора купли/продажи. Таким образом, оформление в собственность – более широкое понятие и включает в состав приватизацию.