Основные теории происхождение государства
Все предметы → Теория государства и права
1. Теологическая теория. Представители: Августин, Фома Аквинский. Суть: государство и право возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на земле, создано по воле бога. Государство и право вечны как и сам бог. Государь рассматривается как наместник бога, как «божий помазанник». Воля государя - воля бога, поэтому люди должны беспрекословно ему подчиняться, а выступления против государства и государя - великий грех. Теория обусловлена религиозным сознанием людей.
2. Патриархальная теория. Представители: основоположники - Платон и Аристотель, сторонники – Фильмер (17 в.), Михайловский (19 в.). Суть: государство возникло в результате разрастания семьи. Семья увеличивалась в размерах, что первоначально привело к возникновению поселений, которые затем преобразовались в государство. Государственная власть - постепенное преобразование власти отца во власть государя. Данная теория обращает внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» - взаимосвязаны, и что связь между ними не только долго не утрачивается связь, но и сохраняется после перехода в государственное состояние. Государь продолжает в своем новом качестве быть отцом и относится к своим подданным, как к своим детям. В государстве, как и в семье, власть передается от отца к сыну.
3. Договорная теория (Теория естественного права). Представители: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев и др. Суть: государство - результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевалось либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, «золотой век» (Ж-Ж Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога и Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защищать человека и гарантировать его естественные права. Таким образом, договор - своеобразное соглашение о создании государства, о передаче ему, как органу, представляющему их общие интересы, части прав.
4. Теория внутреннего насилия. Представители: Дюринг Е. Суть: государство возникло в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству, т.е. без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиниться воли большинства.
5. Теория внешнего насилия. Представители: Гумплович Л., Каутский К. Суть: причина возникновения государства - в завоевании одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоеваний, но и после, для того, чтобы не было постоянной войны между ними. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Возникновение государства представляется как реализация принципа «слабый подчиняется сильному». В результаты войн завоеванные народы превращаются в касты, сословия, классы. Государство более необходимо слабым народам, т.к. становиться мощным средством защиты от возможных посягательств со стороны сильных племен.
6. Марксистская теория (Классовая теория). Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, разделял В.И. Ленин. Суть: государство и право возникают как результат раскола общества на классы с непримиримыми противоречиями и борьбы между ними. Возникновение государства и права - естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению частной собственности и расслоению общества. Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров всему обществу.
7. Ирригационная теория. Представители: Э.Виттфогель. Суть: в странах Востока земледелие носило ирригационный характер, поэтому первоначально возникла потребность в организации массовых работ. Первоначально возникает аппарат управления, который постепенно приобретает профессиональный характер, при этом частная собственность как таковая не возникает. Излишки считаются общественной собственностью, но распоряжаются ими люди, принадлежащие к аппарату управления. Принадлежность к аппарату управление дает доступ к излишкам. Поэтому по наследству передается не собственность, а государственная должность. В таких государствах возникает очень большой разветвленный бюрократический аппарат. В результате неолитической революции (переход от присваивающей к производящей экономики) на базе производящей экономики государство - социальное устройство, организованное в форме публичной политической власти.