Брак в Римском праве
По словам Гайя «Брак представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни», а Модестин характеризует брак как союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность, по праву Богов и по праву людей.
Признавался только:
- 1. Моногамный брак.
- 2. Между разнополыми людьми.
- 3. С целью создания семьи.
- 4. Двойственная нормативная основа: по праву Богов и по праву людей.
Законный римский брак первоначально представлял собой брак под властью мужа. Для заключения такого брака требовались следующие условия:
- 1. Наличие Римского гражданства.
- 2. Достижение брачного возраста.
- 3. Взаимное согласие.
- 4. Если брачующиеся были подвластными, то еще и согласие их домовладык.
Препятствующие условия:
- 1. До 445 г. до н. э. запрещались браки между патрициями и плебеями.
- 2. До 18 г. до н. э. запрещались браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.
- 3. Родство по прямым линиям независимо от степени родства.
- 4. По боковым линиям препятствием являлась 6-ая степен родства. В позднеклассический период – 4-ая степень.
- 5. Запрещались браки между лицами сенаторского сословия и либертинами, сенаторами и актрисами, опекун и подопечной, между проконсулом провинции и жительницей провинции.
- 6. При Юстиниане запрещались браки между православными и еретикам.
Браки, заключенные в нарушение этих препятствующих условий, считались недействительными.
Заключению брака предшествовала так называемая помолвка. Совершалась эта помолвка посредством двух стипуляций. По словам Ульпиана «помолвка происходит от термина «обещать», поскольку у древних был обычай через торжественное обещание приобретать себе жен». Участниками помолвки являлись с одной стороны домовладыка невесты и жених (домовладыка жениха). В силу достигнутого соглашения возникала обязанность заключить брак. В случае нарушения этого соглашения лицо, нарушившее помолвку, отвечало по деликтному иску как за личную обиду. В классический период помолвка сопровождалась внесением задатков или залоговых обеспечений. Соответственно лицо, уклонившееся от заключения брака, утрачивало задаток или залог либо возвращало задаток или залог в двойном размере. Брак под властью мужа заключался посредством следующих способов. По словам Гайя «женщина вступает во власть мужа либо через священнодействие, либо путем манципации, либо по давности непрерывного владения женой».
В первом случае брак заключался посредством религиозного обряда в присутствии 10-ти жрецов. Как правило, так заключались патрицианские браки.
Плебейские браки заключались посредством символической купли-продажи.
Посредством давности владения. Гай пишет: «Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на 3 ночи подряд и таким образом прерывать годичное давностное владение ею». Речь идет о той ситуации, когда брак заключался «без власти мужа» посредством простого соглашения. От сожительства такой брак отличался тем, что мужчины и женщины были намерены создать семью, но женщина не намерена была признавать над собой власть мужа. Отлучение из дома на 3 ночи подряд означало, что она не намерена поступать под власть мужа. И напротив, неиспользование этого права в течение года означало, что женщина согласна поступить под власть мужа.
Во второй половине доклассического периода брак без власти мужа становится альтернативной подвластному браку. А уже с начало классического периода становится единственной формой брака. Правовым основанием заключения такого брака являлось соглашение в письменной форме. Совершение же религиозного обряда становится необязательным и, по сути, личным делом брачующихся. Это и есть гражданский брак. На основании достигнутого соглашения жена переселялась в дом мужа.