Правовой статус свободного в Древнем Риме
Правосубъектность лица в Древнем Риме определялась не только его возрастом, полом и т.п. но и, прежде всего, социальным статусом.
Социальный статус складывался из трех статусов (правовых положений):
- - status libertatis – статус свободного;
- - status civitatis – статус гражданина (гражданства);
- - status familiae – семейный статус.
Определяющим (главным) правовым статусом в определении правового положения лица в Древнем Риме являлся статус свободного (status libertatis). В силу этого статуса все население делилось на две категории:
- - свободные;
- - рабы.
Свободные – правосубъектные, но тонкость их правового положения определялась двумя другими статусами (гражданина и семейным). Если этого правового положения нет, то вы - раб.
С точки зрения законов XII таблиц рабы относились к категории манципированных вещей (res mancipi) – т.е. для их отчуждения требуется особая процедура – mancipati.
Кроме того, во II в. до н.э. появилась еще одна классификация вещей римского юриста Варрона – 3 вида вещей (основание классификации – есть ли у вещи душа и владеет ли она речью):
- - неодушевленные (одежда, земельный участок, деньги, строение, транспорт)
- - одушевленные, не говорящие (домашние животные, скот, птица)
- - одушевленные и владеющие речью (instrumentum vocale) – рабы.
Первоначально в древнем праве рабы являлись исключительно объектами права – вещами. Но с развитием имущественного оборота их правовое положение начинает меняться. Они начинают наделяться отдельными элементами правоспособности. Это конкретно выражалось в следующем:
- - появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество (обычно земельный участок с инвентарем), которое господин давал рабу в фактическое пользование; при этом 9/10 урожая раб отдавал рабовладельцу, а 1/10 оставлял себе; все под честное слово господина, т.к. юридически раб не был правосубъектен, а следовательно, раб мог даже что-то накопить;
- - господин мог поручать доверенным рабам заниматься торговлей (совершать сделки, например, в лавке) от своего имени; договоры, заключенные рабом от имени господина, являлись действительными, но лишь частично натуральными – права господина по искам обеспечивались, а права контрагента не были защищены; действовал правовой принцип, что раб, действующий от имени своего господина, не может ухудшить его правового положения (улучшить может).
Закон Аквилия (lex Aquilia – принято Народным собранием) – регулировал вопросы возмещения причиненного имущественного вреда; регулировал вопрос причинения вреда рабами третьим лицам – отвечает господин – если господин отправлял раба на свободу, то на раба переходит бремя возмещения вреда (правосубъектность с обратной силой)
Способы попадания лиц в категорию рабов
1. Лицо изначально рождается вещью (если рождается от рабыни)
2. Рождается свободным, но теряет свободу:
- - взятие в плен римлянами иностранцев в ходе военных действий;
- - свободная женщина теряет свободу за интимную связь с рабом (ибо встает вопрос о статусе ребенка);
- - в цивильном праве было еще одно основание – если лицо не возвращало долг, а затем проигрывало судебный процесс;
- - семейно-правовые основания: в доюстиниановом праве pater familias (домовладыка, глава семьи) мог продать в рабство подвластного члена семьи за непослушание; в браке с властью мужа (действовало в течение почти всей истории Древнего Рима) муж мог продать в рабство за непослушание (формально, теоретически);
- - вольноотпущенник мог быть возвращен в рабство в случае неблагодарного обращения к патрону (например, в случае уклонения от алиментирования (содержания) патрона)
Способы освобождения рабов
Римское государствово ограничивало возможность освобождения правовыми формами:
- 1. Раба господин мог освободить в завещании, притом, только если раб продолжал быть в собственности завещавшего.
- 2. В Древнем Риме проводилось составление цензовых списков (перепись населения) раз в 4-5 лет – господин мог внести раба в цензовый список в качестве вольноотпущенника.
- 3. Судебный процесс с фикцией (manumissio vindicta) – если господин хотел отпустить раба, должен был привлечь третье свободное лицо в качестве лица: собственник – ответчик, истец – 3-е лицо, предмет – раб. Истец заявлял, что по праву кверитов раб его, а ответчик, хотя это неправда, не заявлял возражений, а решение выносилось на базе неверных данных и согласовывалось с претором. Это было нужно, чтобы нельзя было раба просто сразу отпустить, ибо это не было не выгодно государству.
В период Империи процедура упрощается: можно было не разыгрывать процесс, а прийти в магистрат и подать заявление претору об освобождении. Запись заносилась претором в протокол магистрата.