Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Доклассическая, классическая и постклассическая юриспруденция

Все предметыРимское право


Выполним работу на заказ
 


 

В доклассический период деятельность юристов осуществлялась в 3-х основных формах:

  • 1. Cuvere – деятельность по составлению и редактированию юридических документов, как частного, так и публичного характера.
  • 2. Agere – деятельность по ведению судебных дел в качестве когниторов – представителей сторон.
  • 3. Respondere – «отвечать» - деятельность по предоставлению консультаций и разъяснений, которые они давали как магистратам, так и частным лицам.

С развитием преторского права значение этой деятельности заключается в том, что магистраты формулируя свои будущие решения основывают их на мнениях и суждениях юристов. В частности, Гай пишет: «Ответы знатоков - это их мнения и суждения, поскольку им позволено устанавливать и творить право, и если эти мнения сходятся, то это приобретает силу закона. Если же мнения юристов не согласны между собой, то магистрату предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим». С началом классического периода деятельность юристов в этой части окончательно приобретает правотворческий характер. При этом их правотворческая деятельность развивается по двум направлениям:

  • 1. Начиная с Октавиана (1-го принципса) ряд особо приближенных юристов наделяется правом давать официальные консультации, которые приобретают силу закона и для судей являются обязательными.
  • 2. Частнонаучная деятельность. Каждый респондер свое мнение и суждение воплощает в научных трудах - институциях и сентенциях. Институция – элементарный учебник частного права. Сентенция – по сути, монография по отдельным вопросам правоприменения.

В начале I в. н. э. складываются две юридические школы: собинианцы (от имени главы школы – Сабина) и прокулианцы (Прокула). Различия между этими школами заключались, во-первых, в толковании права и в различных подходах к правоприменению. В частности, деятельность собинианцев была больше основана на положениях цивильного права. Именно они вывели такой принцип, как что записано, то записано. Прокулианцы считали, что необходимо исходить не только из буквы закона, но из его общего смысла, выявляя истинную волю законодателя – принцип расширительного толкования. Прокулианцы впервые предложили учитывать при разрешении казусов истинную волю и намерения участников спора, которые находились за пределами формальных актов. Будучи последователями философии Аристотеля прокулианцы предлагали применять при разрешении споров метод силлогизмов для достижения объективной истины в качестве однозначного вывода.

Постклассическая юриспруденция. Начало эпохи домината. В этот период окончательно упраздняются выборные магистратуры и институт присяжных судей. Окончательно формируется и систематизируется императорское законодательство, и в силу этого прекращается свободный правовой спор. Правотворческая деятельность юристов приходит в упадок. А к началу V в. юристы уже не могут заниматься respondere – деятельностью по толкованию права. Судьи могли руководствоваться трудами прежних классических юристов. А поскольку к первой половине V века трудов этих было достаточно много и все они содержали противоречивые суждения, то в 426 году императором Феодосием II был принят «закон о цитировании». Судьи могли ссылаться на мнение лишь 5 классических юристов: Гайя, Павла, Модестина, Ульпиана и Попиниана, а также на труды тех классиков, на которых ссылались эти пятеро. Если в трудах тех юристов по каким-либо вопросами так же содержались противоречивые мнения, то судьям предписывалось использовать мнение большинства из них, а если же мнения всех пятерых являлись различными, то мнение Попиниана считалось обязательным.