Состав и содержание республиканского закона
В Республиканском Риме в доклассический период единственными законодательными органами являлись народные собрания – комиции. Принятие республиканского закона проходило в несколько стадий:
- 1. Компетентный магистрат, консул или трибун разрабатывал законопроект и вносил его в народное собрание.
- 2. Народное собрание могло принять или отвергнуть законопроект, не имея права его обсуждать.
- 3. Если народное собрание утверждало законопроект, то на 3-ей стадии закон одобрялся Сенатом.
Республиканский закон состоял из следующих частей:
- 1. Прескрипция – указывалось название закона, дата его принятия и обстоятельства принятия.
- 2. Номинация – указывалось имя магистрата, который вносил законопроект.
- 3. Гипотеза – содержалось указание на условия применения закона.
- 4. Диспозиция – содержалось указание на права и обязанности участников регулируемых отношений.
- 5. Санкция – указывались последствия нарушения закона.
В зависимости от санкции различали 4 вида республиканских законов:
- 1. Совершенные – в них в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность совершенных сделок, но других невыгодных последствий не возникало. Например, если завещание нарушало предписания закона, то оно просто считалось недействительным (не написанным).
- 2. Не вполне совершенные – в качестве санкции указывалось наказание, чаще всего, в виде штрафа. Например, по закону Фурия, нарушение правил о завещательном отказе влекло за собой штраф для наследника в размере 4-ых тысяч ассов.
- 3. Несовершенные законы – вовсе не имели санкций – содержали прямой запрет на совершение каких-либо действий. Например, по закону Цинция запрещалось дарение между супругами, «дабы под предлогом любви один не обобрал другого».
- 4. Более, чем совершенные – в таких законах одновременно устанавливалась недействительность совершенной сделки и предписывался штраф.
Дополнительным источником писаного права являлись акты Сената. По словам Гая «постановления Сената – то, что Сенат повелел и решил, имеет силу закона, но мы об этом спорим». В республиканский период акты Сената сами по себе не имели правоприменительного значения. С началом эпохи принципата, когда народные собрания более не созывались, акты Сената приобретают силу закона, но к концу I в. н. э. вытесняются Конституциями принципсов.