Дуализм Римского права
Римское право представляет собой правовую систему Римского государства эпохи рабовладельческой формации. Оно является исторической основой современного романо-германского (континентального) права.
Правовые системы государств, входящих в романо-германскую правовую семью, включают в себя два относительно самостоятельных правовых образования: публичное право и частное право. Это явление называется «правовым дуализмом» (двойственность).
Истоки дуализма лежат в Римском праве, в частности, Тит Левий писал: «Законы 12-ти таблиц являлись источником всего права как публичного, так и частного». Во-первых, Левий пишет о древнем доклассическом праве, которое характеризовалось внутренним единством. Во-вторых, Левий пишет о явлении дуализма как о хорошо известном его со-временникам, следовательно, в эпоху Левия это была уже хорошо известная категория.
Явление дуализма первоначально складывается в середине доклассического периода на уровне правового регулирования конкретных спорных отношений. В тех случаях, когда участники регулируемых отношений выражали и защищали интересы общины, позднее – общества и государства, их внешне выраженная воля воплощалась в общеобязательных актах-предписаниях. Первоначально это решения общих собраний, акты Сената, эдикты магистратов, а позже в имперский период – конституции принципсов. А в тех случаях, когда участники регулируемых отношений выражали и защищали свои частные интересы (ли-ные, семейные, интересы корпораций), то их внешне выраженная воля (формализованная) воплощалась в юридически-значимых действиях. Юридически-значимые действия охват-вались термином «actio», который имел два значения: сделка и иск. Если это действие по приобретению прав и обязанностей, по их исполнению, то это дело по их защите. Пр-вовые результаты этих действий в виде прав и обязанностей возникали только в отн-шении их участников. Общеобязательные предписания охватывались термином «общий закон» (lexpublica). Во втором случае использовался термин «частный закон» (lexprivate). В этой связи Юлий Павел заметил: «Договор – это закон для двоих».
Впервые теоретически обосновал явление дуализма Домиций Ульпиан. Он писал: «Публичное право есть то, что относится к положению Римского государства, римского народа и культа наших Богов, к нему относятся также акты магистратов и служения жрецов, а частное право есть то, что относится к пользе отдельных лиц». Таким образом, в основу данного разграничения Ульпиан положил охраняемый правом социально значимый интерес. В этой связи публичное право – это система норм, которые закрепляют правовое положение государства и его органов, устанавливает систему этих органов, публичных обязанностей и публичных запретов, регулируют вертикальные властные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В то время как частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве и имущественной самостоятельности участников, каждый из которых выражает свои собственные интересы.
Соотношение между публичным и частным правом определил Эмилий Попиниан: «Частные соглашения не могут противоречить публичным предписаниям». Отсюда и принцип «разрешено все то, что не запрещено». Публичное право Римского государства прекратило свое существование с его гибелью. Римское же частное право благодаря процессу рецепции продолжает «жить» в современных гражданских кодексах и уложениях романо-германской правовой системы.