Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и виды пробелов в законодательстве

Все предметыТеория государства и права


Выполним работу на заказ
 


 

Пробел в законодательстве – это отсутствие правовой нормы, регулирующей общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования и объективно нуждающиеся в правовом регулировании, которые затрудняет реализацию права.

Классификации пробелов


1. В зависимости от степени неурегулированности общественных отношений:

  • - полные - пробел имеет место, когда общественное отношение вообще не урегулировано нормами права.
  • - частичные - когда общественное отношение урегулировано нормами права не полностью и какие-то стороны остались правом неурегулированными.

2. В зависимости от причины, по которой существует пробел:

  • - объективные - пробелы, вызванные относительной статичностью законодательства т.е. когда законодатель не успевает за развитием общественных отношений в силу чего возникает пробел. Всегда есть в законодательстве.
  • - субъективные - пробелы, возникающие по вине законодателя.

3. В зависимости от времени возникновения пробелы делятся:

  • - первоначальные - это пробелы, которые возникают с момента принятия НПА. Т.е. правотворческий орган сразу изначально принимает пробельный нормативный акт.
  • - последующие - пробелы, которые возникают уже в процессе действия нормативного акта. Такое может произойти в результате появления новых общественных отношений, которые должны регулироваться данным нормативным актом, но не урегулированы им только по тому, что возникли после вступления нормативного акта в силу.

Применение права при пробелах


Устранение - наиболее эффективный способ, связанный с деятельностью правотворческих органов, пробел устраняется раз и навсегда.

Преодоление пробела - осуществляется применительно к конкретному случаю, преодолевается только для этого случая, в последующем пробел остается и его нужно преодолевать снова.

Пробел преодолевается по следующей схеме:

  • - если это не запрещено, как например в УП, Административном праве, то правоприменитель сначала прибегает к аналогии закона, т.е. ищет норму, регулирующую схожие общественные отношения. Так, например, в п.1 ст.6 ГК РФ говорится: «В случаях, когда предусмотренные п.1 и 2 ст.2 ГК отношения прямо не урегулированные законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».
  • - если аналогия закона не возможна, то переходим к аналогии права, т.е. выносит решение исходя из общих принципов права.