Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания
Все предметы → Прокурорский надзор
Это направление надзора, осуществляемое в рамках единого надзора за органами, осуществляющими ОРД, следователями. Но данное направление относительно самостоятельно в виду специфики надзора. И поэтому существует специализация на данном надзоре, существуют приказы, посвященные данному надзору. Специфика данного направления заключается в том, что прокурор наделен властно – распорядительными полномочиями в отношении поднадзорных субъектов, что позволяет говорить об осуществлении данного надзора в форме процессуального руководства. Можно говорить, что процессуальное руководство выступает как действенная форма осуществления прокурором опосредованного уголовного преследования, поскольку непосредственное исключено.
Предмет и пределы надзора можно сформулировать, опираясь на ст.29 ФЗ и ст.40, 151 УПК РФ.
Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
Ст.29 закрепляет элементы предмета.
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания при осуществлении процессуальной деятельности.
2. Соблюдение установленного порядка рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях в процессуальной части.
3. Соблюдение установленного порядка проведения расследования – расследование в форме дознания, а также в факультативной форме – неотложные следственные действия в отношении преступлений, по которым обязательно дознание. Дознание как форма предварительного расследования может выступать как в общей форме дознания (гл.32 УПК), так и в упрощенной (гл.32.1 УПК).
4. Законность решений, принимаемых органами дознания при осуществлении своей процессуальной деятельности.
Пределы надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
1. По кругу поднадзорных субъектов: круг органов дознания определен в ст.40 УПК, в т.ч ч.1 ст.40 – основные органы дознания (ОВД, дознаватели органов военной полиции, дознаватели ФССП), а также ФСКН, ФСИН, СВР и т.д. В ч.3 ст.40 указаны факультативные органы дознания. Орган дознания как целостный субъект расследования выступает только при производстве неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие. При осуществлении же дознании как формы осуществления предварительного расследования, органы дознания действуют через своих должностных лиц, которые выступают в качестве процессуальных фигур – дознавателей (ст.5 УПК – понятие дознавателя и ст.41 – статус дознавателя). В этом случае поднадзорными субъектами выступают дознаватели. При осуществлении дознания как формы ПР выступают также и начальник подразделения дознания (ст.40.1), начальник органа дознания (ст.5 и 41 УПК). Круг органов дознания уполномоченных осуществлять дознания как формы ПР закреплен в ст.151 УПК – подследственность.
2. По кругу НПА: исходя из названия гл.3 раздела 3 ФЗ, данные пределы определяются понятием «законы», т.е. прокурор надзирает за законами. Во – первых, это УПК. Во – вторых, для определения соответствующих дознавателей ведомственным требования необходимо знать прокурору и иные НПА, например, ФЗ о службе в ОВД, ФЗ о полиции, ФЗ о ФСБ и иные ведомственные ФЗ, а также приказы, положения соответствующих министерств и ведомств.
3. По степени вмешательства в поднадзорную деятельность: в силу властно – распорядительного характера полномочий прокурора пределы его вмешательства не ограничиваются, а также т.к. прокурор не просто субъект надзора, но и процессуальный руководитель уголовного преследования, который будет результаты дознания использовать в суде при поддержании обвинения, поэтому в предмет надзора прокурора не только законность деятельности, но и целесообразность и эффективность деятельности дознавателя.