Товарный знак как способ индивидуализации товаров
Все предметы → Коммерческое право
Имеет длительную историю. В Римской Империи наносили клеймо на масляные лампы. Развитие получили в средние века. Изначально использовались для того, чтобы найти свой товар и забрать. Позже производители стали идентифицировать товары, чтобы покупатели могли выбирать.
В 1857 г. во Франции был принят закон о товарных знаках, до конца XIX в. приняли другие страны. В Англии в 1876 г. была зарегистрирована первая торговая марка. В России в 1886 г. законодательство о фабричных и торговых клеймах. К концу 70-х гг. только 10% зарегистрированных предприятий имели товарные знаки. В России до начала 90-х гг. внимание товарным знакам не уделялось.
Ч. 4 ГК, до этого был закон о товарных знаках и знаках обслуживания.
Товарный знак – обозначение, способное отличить товары одних от однородных товаров других хозяйствующих субъектов. Товарный знак могут иметь как производители, так и лица, осуществляющие посредническую деятельность.
Функции:
- - идентификационная: обеспечивает выделение товара среди других подобных и указывает на источник его происхождения;
- - информационная: донесение до потребителя информации о качестве продукции;
- - рекламная: различные сведения.
В последнее время появились торговые знаки розничных торговых сетей.
В ТРИПС: товарный знак – любое сочетание значений, с помощью которых один товар отличается от другого. Использование товарного знака имеет значение для выделения однородных товаров.
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юр. лицо либо ИП (до 4 ч. ГК такого ограничения не было).
Госрегистрация осуществляется в Госреестре товарных знаков. Осуществляется Роспатентом.
Может быть отказано в регистрации:
- - если товарный знак не обладает различительной способностью и состоит из охраняемых элементов;
- - создан с целью ввести в заблуждение потребителя;
- - если налицо противоречие общественным принципам гуманности и морали.
Лицу, зарегистрировавшему товарный знак, выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет и исключительное право на товарный знак.
Существует несколько понятий:
- 1. Торговая марка – то же, что и товарный знак (из англо-американского права)
- 2. Бренд – используется маркетологами и оценщиками ИС для обозначения товарного знака в совокупности с его эмоциональной связью с потребителем. Вся совокупность характеристик товара и репутация производителя, имя и образ.
- 3. Товарный знак – основное средство индивидуализации товаров.
Товарный знак может размещаться на этикетках, на образцах на выставке, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в рекламе, в интернете, в т.ч. в доменном имени и т.п.
Использования и распоряжение товарным знаком
Срок – 10 лет, может обновляться.
Если владелец в течение 3х лет подряд не использует свой товарный знак, то может быть осуществлено досрочное прекращение охраны (если есть заинтересованное лицо).
В ГК содержится норма, посвященная исчерпанию исключительного права на товарный знак: не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.
В РФ импорт не может быть осуществлен неофициальным импортером, только самим правообладателем либо официальным импортером.