Специальное потребительское законодательство
Все предметы → Коммерческое право
15 марта 1961 г. – выступление Джона Кеннеди: впервые сформулировал основные права потребителей:
- - право на безопасность;
- - право на информацию;
- - право быть услышанным;
- - право на выбор.
После этого в других странах стали приниматься законы о правах потребителей (80-е гг.).
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Хартия потребителей) 1985 г.: впервые сформулированы принципы, которое были положены в основу законодательства о правах потребителей:
- - зашита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;
- - доступ потребителя к информации;
- - содействие экономическим интересам потребителей и их защита;
- - просвещение потребителей;
- - наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
- - свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации, и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы;
- - содействие внедрению моделей потребления.
Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (1980 г.). Цель: выработка максимального числа коллизионных привязок. Может применяется даже к тем странам, которые в ней не участвуют. Если применяется римская конвенция и с одной стороны гражданин, а с другой – иностранное юр. лицо, то все равно будет применяться российское законодательство по защите прав потребителей, если договорным отношениям предшествовала реклама, заказ был получен в России, если товар был за границей, но гражданин России предпринял поездку для покупки такого товара.
Гаагская конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя 1973 г. Россия тоже не участвует, но могут применяться коллизионные нормы. Основной принцип – закон места причинения вреда.
25 января 2000 г. – соглашения об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей.
Факторы, обусловившие создание специального потребительского законодательства:
- - неравное положение потребителей и профессиональных коммерсантов (защита слабой стороны);
- - необходимость обеспечения потребителей безопасными товарами;
- - предоставление дополнительных средств и форм защиты нарушенных прав потребителей.
Ст. 246 ГК РСФСР предусматривала права покупателя в случае продажи ему товаров ненадлежащего качества, других норм не было.