Формы политических решений
Все предметы → Государственная политика
Сами решения могут быть четырех видов, в зависимости от характера решаемых проблем, в первую очередь от их новизны и нестандартности ситуации:
- - решение рутинных административных дел и вопросов, связанных с оперативной деятельностью;
- - решение проблем среднего уровня важности, таких как принятие бюджета, административные реорганизации, налоговые инновации и др.;
- - решение новых вопросов, связанных с особой ситуацией, таких как инициативы в иностранной политике, конституционные реформы, энергетические проблемы и др.;
- - новые стратегические инициативы в государственной политике, требующие инновационного подхода на общенациональном уровне.
Все существующие виды решений можно условно разделить на политические и административные. Политические решения характерны для политиков и политических институтов и связаны с разработкой и реализацией политической стратегии – это правительство, политические партии и парламент. Административные решения присущи, прежде всего, органам исполнительной власти и нацелены на решение практических проблем государственной политики и исполнение законодательства - это министерства и ведомства, администрации региональных и городских органов власти, муниципалитеты.
Существуют три функциональных уровня системы принятия решений:
- - политический, на котором определяются цели, задачи и стратегия политики;
- - управленческий, связанный с распределением ресурсов и выполнением задач (функций) в определенной сфере;
- - технический, где реализуются чисто исполнительские функции.
Процесс и формы принятия решений в политических или государственных структурах значительно отличаются от той модели, которая встречается в частных структурах. Отличия связаны с особенностями политической системы, деятельностью групп интересов, более широкими целями, методами оценки результатов, правовыми нормами, фактором времени и др. Кроме того, большое значение имеет, во-первых, деятельность политических партий и групп интересов, во-вторых, существующие формальные и неформальные правила, обычаи и традиции.
При анализе принятия решения в органах государственной власти выделяют, как правило, три основных элемента: институционально-правовую, процедурно-функциональную и культурно-психологическую основу.