Учет внешних факторов как условие планирования и анализа
Все предметы → Государственная политика
Обязательным условием планирования и анализа является учет внешних факторов, которые влияют на содержание, характер, цели и инструменты общественной политики.
Например, чтобы политика в области национальных отношений в Российской Федерации была эффективной, требуется учитывать несколько фундаментальных факторов, имеющих глубокие исторические, культурные и социальные корни. Это приобретает особое значение в условиях роста ксенофобии и национальной нетерпимости, что требует от органов власти оперативного реагирования и эффективной стратегии в сфере межнациональных отношений.
Факторы, влияющие на национальную политику государства:
- - этнодемографическая ситуация или численность народов;
- - внешняя ориентация народов;
- - этническая стратификация;
- - конституционные и правовые нормы;
- - характер социокультурной гетерогенности;
- - историческая память народов;
- - идеология и традиции;
- - общая политическая стратегия государства.
В качестве наглядного примера приведем общую схему анализа государственной политики в области медицинских услуг для населения, которая состоит из нескольких компонентов:
- 1. Определение и анализ социальных, экономических, демографических факторов, которые изменяют спрос и предложение в сфере оказания медицинских услуг.
- 2. Выделение и анализ ключевых проблем, которые возникли и требуют изменения в государственной политике в этой области.
- 3. Определение и классификация различных вариантов государственной политики для решения этих проблем.
- 4. Изучение политических, социально-экономических и этических вопросов, связанных с этими альтернативными вариантами государственной политики.
- 5. Разработка предложений и процедур для выбора и дальнейшего развития окончательного варианта, а также рекомендации для руководителей.
- 6. Формирование политики в данной области, включая развитие правовых норм и регулирующих процедур, финансовое и кадровое обеспечение, организационные мероприятия.
Еще один пример, который дополняет все вышесказанное, относится к разработке стратегической политики стран Европейского Союза в сфере инновационной политики и НИОКР. Общая методика работы включала три стадии. Во-первых, определение вызовов в сфере инноваций для граждан, компаний, работников, правительств-стран Европы в условиях глобализации и быстрых технологических изменений. Во-вторых, анализ ситуации в сфере инновационной политики и определении основных барьеров на пути внедрения инноваций. В-третьих, разработка предложений и мероприятий для правительств, регионов и стран ЕС с целью преодоления трудностей и создания более динамичного европейского общества. Одним из направлений этой работы был анализ системы регистрации новых инновационных фирм по трем показателям: количество документов и процедур, количество дней регистрации, общие издержки. После проведения системного анализа были выбраны четыре направления работы: координация и улучшение научно-исследовательских работ, обучение и управление человеческими ресурсами, система финансирования НИОКР, разработка законодательства и регулирование инновационной политики.