Споры между органами государственной власти субъекта РФ
Все предметы → Конституционное правосудие
В зависимости от юридического содержания все споры, разрешаемые КС, можно классифицировать на следующие виды:
- 1. Споры о признании компетенции. В случаях, когда ходатайствующий орган государственной власти отрицает принятый другим органом государственной власти нормативно-правовой акт, либо совершение действия самого ходатайствующей органа.
- 2. Споры об отрицании компетенции в случаях, когда ходатайствующий орган полагает, что спорные полномочия должны осуществляться другим государственным органом, а последний отрицает свои полномочия, либо уклоняется от издания соответствующего нормативно-правового акта, либо совершение действия правового характера.
- 3. Споры о присвоении полномочий, когда ходатайствующий орган государственной власти считает, что другой спорящий государственный орган принимает нормативно-правовой акт, либо совершает действие правового характера, выходящее за рамки своей компетенции, т.е. он присваивает не принадлежащие ему чужие полномочия.
Как правило, КС может рассматривать споры о компетенции между палатами ФС, министерствами, ведомствами и иными исполнительными органами государственной власти. Также между федеральными судами, но за исключением споров, если они касаются вопросов о подведомственности и подсудности дел, отнесенных к юрисдикции судов, которые должны решаться только законодателем.
Необходимым условием принятия к рассмотрению споров о компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов является исчерпание ими всех согласительных юридических процедур, предусмотренных Конституцией РФ, включая и обращения Президента РФ.
По итогам разбирательства дел о компетенции между органами государственной власти КС РФ выносит два вида итоговых решений:
- 1. Решение о подтверждении полномочий спорящего государственного органа – его право издавать нормативно-правовой акт, либо совершать действия правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
- 2. Решение об отрицании полномочия спорящего государственного органа и осуществления права издавать нормативно-правовой акт, либо совершать действия правового характера, входящие в компетенцию другого государственного органа.
За все время своей деятельности КС РФ рассмотрел в общей сложности всего 4 дела по спорам о компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Наиболее знаковым из них является дело по спорам о компетенции между ФС и Президентом РФ об обязанности главы государства подписать и обнародовать принятый палатами ФЗ «О трофейных, культурных ценностях, перемещенных в годы второй мировой войны на территорию РФ».