Проверка конституционности ФКЗ и Закона о Конституционном Суде РФ
Все предметы → Конституционное правосудие
Не менее дискуссионный характер, чем дискуссия о проверке закона о поправке к Конституции, носит вопрос о праве КС проверять конституционность ФКЗ и, собственно, Закона о Конституционном Суде.
Профессор Авакьян полагает, что названное право КС вытекает из смысла ч.1 ст.15 Конституции РФ обеспечения верховенства Конституции РФ и необходимости соответствия ей законов и иных оспариваемых законодательных актов.
Митюков считается, что данное право никак не может вытекать из буквального смысла п.а ч.1 ст.3 ФКЗ, т.к. в ней понятие употребляется в качестве родового понятия. Он также считает, что это противоречит первоначальному смыслу, заложенному в текст Закона о КС, именно в ходе его подготовки и принятия в ГД. Ссылается на стенограмму на вопросы ГД и.о. Н.В. Витрука.
Сама практика КС пошла по пути расширения полномочий КС в сфере нормоконтроля, и он самостоятельно решил вопрос в пользу проверки конституционности ФКЗ.
Решения:
- 1. Определение КС 2001 г. по делу о проверке конституционности положений закона о КС в связи с жалобой гражданки Грищенко, в котором КС сделал неожиданный вывод о том, что положения ФКЗ могут являться объектами нормоконтроля КС в процедуре осуществления конкретного судебного конституционного контроля, т.к. отказ КС РФ принимать к рассмотрению жалобу гражданина по этому основанию может привести к отказу права гражданина на судебную защиту, что противоречит целям и задачам Конституционного судопроизводства.
- 2. Решение КС 2003 г. по делу о референдуме, в котором КС вновь подтвердил свой прежний вывод о том, что ФКЗ могут являться объектами нормоконтроля КС, но в процедуре осуществления абстрактного нормоконтроля, исходя из смысла ч.1 ст.15 Конституции РФ.
В настоящее время в новой редакции ФКЗ вопрос о проверке конституционности КС ФКЗ как процедуры осуществления абстрактного, так и конкретного нормоконтроля сделан однозначно в пользу КС.