Второй этап в развитии института конституционного правосудия в РФ
Все предметы → Конституционное правосудие
Второй исторический этап становления и развития конституционного правосудия в РФ связан с деятельностью Верховного суда РСФСР в период с 1924г. по 1933гг. именно в сфере осуществления конституционного надзора. В частности, согласно положению о ВС СССР 1923г., ВС СССР предоставлялось право по обращениям ВЦИК союза СССР, его президиума давать консультативное заключение по вопросам о проверке конституционности положений актов ВЦИК союзных республик и их президиумов, постановлений и распоряжений СНК и СТО союза СССР. Кроме того, по собственной инициативе или по обращениям прокурора, или по обращениям в президиум ВЦИК союзных республик, ВС СССР имел право вносить свои представления в президиум ВЦИК о приостановлении действия, либо отмене признанных неконституционными распоряжений и иных ведомственных нормативных актов, изданных центральными наркоматами и иными исполнительными органами государственной власти СССР. Вне рамок осуществления судебного конституционного надзора со стороны ВС оставались законодательные акты, которые были приняты съездом СССР и ЦИК СССР и его президиумов.
В период наибольшего рассвета деятельности ВС СССР в сфере конституционного надзора в советской юридической науке возникает дискуссия о дальнейшей целесообразности и необходимости полномочий ВС СССР именно в сфере судебного конституционного надзора. В частности, таких советские ученых, юристов, как государственных деятель Стучка, Красиков, Загорье, Редус-Зенкович утверждали, что идея осуществления ВС СССР функции судебного конституционного надзора является буржуазной, заимствованной из практики США и она противоречит конституционному принципу верховенства законодательных (представительных) органов государственной власти или системы советов в союзе СССР.
Другая часть советских ученых, юристов, в том числе председатель ВС СССР Винокуров достаточно положительно отзывались о деятельность ВС СССР по осуществлению судебного конституционного надзора и очень осторожно высказывались о необходимости дальнейшего расширения полномочий ВС СССР в названной государственно-правовой сфере.
Тем не менее, итогом завершения названной научной дискуссии послужило резкое сокращение полномочий ВС СССР в сфере конституционного надзора по новому положению о ВС СССР 1929г. Предполагалось постепенное сворачивание деятельности названного органа по осуществлению своих контрольно-надзорных полномочий и передачу всех его прав в сфере конституционного надзора, учрежденных в 1933г., в прокуратуру СССР.