Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Федеральные органы исполнительной власти

Все предметыАдминистративное право


Выполним работу на заказ
 


 

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельность которых осуществляют Президент и Правительство РФ - это федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Существует 3 вида таких органов:

  • 1. Федеральные министерства.
  • 2. Федеральные службы.
  • 3. Федеральные агентства.

Правовые основы:

  • - Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N314 "0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Здесь определяются сами виды федеральных органов исполнительной власти, указаны их функции, как формируются.
  • - Указ президента от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В нем указывается перечень существующих органов.

Разграничение функций: у каждого вида органов есть по 2 функции .

Функции министерств:

  • 1. Нормативное регулирование установленной сферы деятельности. В действительности каждый орган исполнительной власти осуществляет нормативное регулирование, но оно носит внутренний характер. В каждом органе есть документ вроде "Правил внутреннего распорядк"», но это акт внутреннего управления. Именно внешнее регулирование соотвествует нормативному регулированию в установленной сфере деятельности.
  • 2. Разработка государственной политики.

Функции служб:

  • 1. Контроль и надзор в установленной сфере деятельности. Например, ФНС осуществляет надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
  • 2. Существуют дополнительные функции, которые осуществляют некоторые службы (безопасности, охраны, обороны, по контролю за оборотом наркотиков).

Функции агентств:

  • 1. Оказание государственных услуг.
  • 2. Управление государственным имуществом.

Сами эти органы исполнительной власти могут принимать акты в разных формах; устанавливается отдельно, общих правил нет. Наиболее распространенная форма акта министерства, службы и агентства – приказ. Но могут быть и другие формы: указания, инструкции, постановления и др.

Статус руководителей у разных органов исполнительной власти разный. Министры: лица, заметающие гос. должности, так как являются членами Правительства. Руководители остальных органов – госслужащие.

Назначаются по-разному. Все министры назначаются Президентом по представлению председателя Правительства (независимо от того, кому подчиняются). Службы и агентства назначаются тем органом, которому подчиняются. Службы: назначаются Президентом самим или по представлению председателя Правительства Агентства: либо Правительством (самостоятельные - по рекомендации министра).

Глава в агентствах и службах называется в "Указе о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" двояко: руководитель (директор). На практике те, кто подчиняется Президенту – директоры; кто подчиняется Правительству - руководители. Но есть исключение: есть управление делами Президента. которое имеет статус агентства, но его руководитель - не директор, а управляющий делами.

Все эти органы действуют на основе единоначалия, хотя Указ предусматривает для служб и агентств быть коллегиальными (для служб только по надзору).

Коллегии - не орган, а совещание должностных лиц в любом органе. Это не указывает на коллегиальный характер, это неформальное совещание. То есть, решения не принимаются, а просто обсуждаются какие-либо вопросы.