Административно-правовой статус Президента Российской Федерации
Все предметы → Административное право
Президент РФ – лицо, замещающее государственную должность. Не относится ни к какой ветви власти, но фактически выполняет функции исполнительной власти, т.е. президент – носитель исполнительной власти.
Президент участвует в формировании органов исполнительной власти:
- - назначает с согласия Думы Председателя Правительства и по его предложению всех остальных членов Правительства;
- - принимает решения о создании, изменении, ликвидации всех федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции;
- - назначает глав части федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (это относится к министерствам, службам и агентствам; примерно одна четверть формируются президентом, а не правительством);
- - предлагает законодательным органам субъектов кандидатуры высших должностных лиц субъектов;
- - участвует в формировании руководства ЦБ.
Участие в деятельности органов исполнительной власти:
- - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- - вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, законам, его указам;
- - руководит деятельностью части федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (оборона, внутренние дела, иностранные дела);
- - вправе приостанавливать деятельность актов субъектов РФ в случае, если они противоречат Конституции, законам, международным договорам, его указам или если нарушают права и свободы.
Издание актов административно-правового характера: указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Проблемы его административно-правового статуса:
- - не определено, является ли он органом исполнительной власти, но на практике он руководит исполнительной властью;
- - связана с порядком формирования Правительства (Президент не более 3х раз предлагает кандидатуру Председателя Правительства, если Дума три раза отказывает, то он может ее распустить);
- - порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ (по Конституции, субъекты сами организуют управление, а на практике это делает Президент);
- - отмена решений Правительства РФ в случае противоречия Конституции (проблема: существует специальный орган – Конституционный суд, решения которого не нуждаются ни в каком утверждении. Непонятно, как Президенту делить эту функцию с Конституционным судом. И Президент может субъективно толковать Конституцию);
- - неразграниченность актов Президента ни по юридической силе, ни по предмету (вопрос: зачем нужны два вида актов?).
На практике сложилось так: указы – и нормативные, и индивидуальные; распоряжения – индивидуальные.