Административное правонарушение: понятие, юридический состав, виды
Все предметы → Административное право
Административное правонарушение - виновное противоправное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность (административная).
Юридический состав - совокупность формальных признаков правонарушения.
Юридический состав
1. Субъект - лицо, совершившее правонарушение.
2. Объект:
- - право или охраняемый законом интерес;
- - сами блага, на которые посягает правонарушитель;
- - теоритическая категория, в законодательстве употребляется предмет.
3. Объективная сторона:
- - внешнее выражение правонарушения;
- - обязательные признаки (совершение противоправного деяния, вредные последствия, причинно-следственная связь);
- - факультативные признаки (место, время, средства, участник и т.д.)
4. Субъективная сторона:
- - отношение субъекта к объективной стороне;
- - вина, мотив, цель.
Виды административных правонарушений
По объектам:
- - правонарушения в сфере конституционных прав и свобод личности;
- - правонарушение в сфере безопасности дорожного движения;
- - правонарушения против собственности.
По субъектам:
- - правонарушения физических лиц;
- - правонарушения должностных лиц;
- - правонарушения юридических лиц.
Правонарушения в сфере безопасности дорожного движения предполагает внутри категории физических лиц. Подвид – физические лица, управляющие транспортным средством.
По субъективной стороне: умышленное и неосторожное.
По временному выражению правонарушения:
- - фактически оконченное (это правонарушение считается оконченным фактически по завершении противоправного деяния и прекращение наступления его вредных последствий);
- - юридически оконченное (это правонарушение, за которое можно привлечь к административной ответственности). Таким правонарушение считается в тот момент, когда имеются все признаки для его квалификации как правонарушение.
Виды по времени:
- - не длящиеся (имеют одномерный характер – оканчиваются одновременно и фактически и юридически);
- - длящиеся (являются юридически оконченными до не фактического прекращения).
Для правонарушителя выгодна квалификация его деяния как недлящегося, а для органа – как длящееся.