Практика Международного Суда ООН в области урегулирования экономических споров государств
План курсовой работы
Введение.
1. Дело, касающееся прав граждан США в Марокко.
2. Дело Ноттебома.
3. Дело об Англо-иранской нефтяной компании.
4. Дело Амбатьелоса.
5. Дело о монетарном золоте, вывезенном из Рима в 1943 году.
6. Дело о некоторых норвежских займах.
7. Дело компании «Интерхандель».
8. Дело компании «Барселона Трэкшн».
9. Дело компании «Элеттроника Сикула С.п.А».
10. Дело, касающееся Амаду Садио Диалло.
11. Дело, касающееся определенного имущества.
12. Дело о юрисдикционных иммунитетах государства.
13. Юрисдикция и принудительное исполнение судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Международный Суд ООН - один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН. Суд начал работу в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия, которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Первое дело, которое было представлено на рассмотрение Суда в мае 1947 г., касалось инцидента в проливе Корфу (Соединённое Королевство Великобритании против Албании).
Суд выполняет двойную функцию: он разрешает межгосударственные споры, переданные ему на рассмотрение, и даёт консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом Объединенных Наций или согласно этому Уставу.
Переданные ему споры Суд разрешает на основании международного права, применяя:
- - международные конвенции (англ: international conventions), как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
- - международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
- - общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- - с оговоркой, указанной в статье 59 Статута Суда, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Стоит также отметить, что в Статуте Суда закреплено его право разрешать дела ex aequo et bono (лат.: «по добру и по справедливости»), если стороны с этим согласны.
Сторонами спорных дел, разбираемых Судом, могут быть только государства.
Международный Суд рассматривает дело в том случае, если обе стороны спора определенным образом согласилось стать стороной разбирательства в Суде. Государство может дать свое согласие тремя способами:
- 1. Статья в определённом договоре, согласно которой государство-участник обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником договора касательно толкования или применения договора в будущем (например, испано-бельгийский договор о примирении, юридическом урегулировании и арбитраже 1927 года; Европейская конвенция о мирном урегулировании споров 1957 года);
- 2. Специальное соглашение двух или более государств по конкретному спору о совместном представлении этого спора Суду;
- 3. Одностороннее заявление государства-участника Статута Суда о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство. Сегодня это является самым распространённым способом признания юрисдикции Суда со стороны государства. На данный момент 63 государства заявили о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН.
Таким образом, Международный Суд ООН при рассмотрении дел применяет и толкует международное публичное право. Данное положение, по мнению автора данной работы, обуславливает особый интерес к решениям и консультативным заключениям Международного Суда ООН.
Дело в том, что международное публичное право, несмотря на присущую ему отраслевую структуру, является достаточно сложным для изучения и понимания явлением международных отношений, например, во многих случаях достаточно трудно выделить и чётко обозначить норму обычного права, которое является важным источником международного права в целом. Правильно оперировать такой категорией, как «принципы международного права» также могут только признанные профессионалы в сфере международного права.
Примером такой «просветительской» роли Международного Суда ООН можно назвать решение 1986 года по делу «Никарагуа против США», а именно содержащееся в данном деле разъяснение касательного того, что является составными элементами международно-правового обычая (элемент объективный – достаточно всеобщая практика государств в совершении тех или иных действий, элемент субъективный – убеждённость этих государств в том, что правила поведения, появившиеся вследствие такой практики, являются юридически обязательными). Впоследствии данное разъяснение вошло во многие учебники по международному праву.
Именно в возможности прояснить некоторые, возможно, неявные, но при этом важные и системообразующие элементы международного права заключается актуальность изучения решений и консультативных заключений Международного Суда ООН для исследователя. По мнению автора данной работы, при анализе решений и консультативных решений Суда интерес представляют именно те нормы международного права, на которые Суд обратил внимание, и которые были чётко и ясно им сформулированы или дополнены. За время существования Суда на его рассмотрение было подано более 100 дел, также Суд вынес 26 консультативных заключений, что представляет собой достаточно обширное поле для исследования.
Объектом исследования данной работы являются дела по экономическим спорам государств, рассмотренные Судом.
Предметом исследования данной работы являются те нормы международного права, которые фигурировали в решениях Суда по тому или иному делу и были применены Судом при рассмотрении этих дел.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать решения Международного Суда ООН по экономическим спорам государств и сделать выводы касательно его практики в данной области.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- - определить, какие дела (или их аспекты), рассмотренные Международным Судом ООН, относятся к отрасли международного экономического права;
- - проанализировать решения Суда в каждом конкретном деле;
- - сделать вывод о том, к какой отрасли, к какому институту или к какой проблемной сфере международного или международного экономического права относятся выводы Суда в каждом конкретном деле.
Выполнение вышеуказанных задач поможет сделать выводы касательно всей практики Международного Суда ООН в области международного экономического права в целом.
↓ Скачать работу (docx)