Правовые основы оценки земли
Все предметы → Земельное право
Вопросы кадастровой оценки земли становятся в современных условиях исключительно актуальными в связи с тем, что земельный налог является одним из бюджетообразующих.
Оценка земли - область оценки недвижимости, где оцениваемым объектом является только земельный участок - часть поверхности, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным гос органом.
Субъекты оценочной деятельности: юр. и физ. лица (ИП), а так же потребители их услуг (заказчики).
Объект оценки - земельные участки и различные виды прав, возникающие в связи с их использованием. Однако с экономической точки зрения оценка стоимости земли означает оценку конкретных имущественных прав на нее, дающих определенные выгоды тому или иному лицу, а не оценку собственно земельного участка, рассматриваемого в качестве вещи.
В ЗК названы 2 вида стоимости участков, каждая из которых используется в целях, определенных законодательством:
- 1. Кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законами.
- 2. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции (ФЗ "Об оценочной деятельности").
Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Так же оценка м.б. установлена на основании суда, тогда суды сами выбирают оценщика. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Все перечисленные ниже аспекты влияют на процесс проведения оценки и получаемые стоимостные параметры.
Правовое обеспечение оценки стоимости земли
Законодательное регулирование процедуры оценки стоимости земли и природных ресурсов. У нас в стране принятые нормативные документы устанавливают только самые общие принципы и понятия в сфере оценки стоимости. В России существует 4х-уровневая система нормативных актов, регулирующих вопросы определения стоимости земли.
1. ФЗ-ны . ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ; ЗКРФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ; ФЗ «О введении в действие ЗКРФ» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ.
2. Постановления Правительства РФ. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519; Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в гос. или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808; Правила проведения гос. кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316; Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 278; Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О порядке определения нормативной цены земли»; Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь с/х производства, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77.
3. Ведомственные нормативные акты. Это нормативные документы министерств и ведомств, уполномоченных осуществлять регулирование оценочной деятельности и проводить оценку земли и иных природных ресурсов. К ним относятся методики, методические рекомендации и положения, устанавливающие порядок или процедуру определения тех или иных стоимостных показателей и их значение. Сюда относятся методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, методики гос. кадастровой оценки земель и др.
4. Нормативные акты субъектов РФ. Например, в Москве такими документами являются «Основные положения кадастровой оценки земель и территориально-экономического зонирования г. Москвы», утвержденные распоряжению Мэра Москвы от 24 июля 2000 г. № 784-РМ, «Методика расчета размера платы за право аренды земельного участка», утвержденная Правительством Москвы 13 ноября 2001 г. № 1022–ПП и ряд других документов.
Имущественные права на землю.
Градостроительные и иные ограничения в использовании земли.
Порядок проведения гос кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ определяется Правилами проведения гос. кадастровой оценки земель. Гос. кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Гос. кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты гос. кадастровой оценки земель вносятся в гос. земельный кадастр.
Согласно ФЗ "Об оценочной деятельности" проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:
- - при использовании объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо МО, в качестве предмета залога;
- - при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или МО;
- - при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или МО, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юр. лиц,
Проведение оценки участков является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- - при национализации имущества;
- - при ипотечном кредитовании физ. и юр. лиц в случаях возникновения споров о стоимости участка;
- - при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов;
- - при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии участков у собственников для гос. или муниципальных нужд;
- - при проведении оценки участков в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.