Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Локальные нормативно-правовые акты системе трудового права

Все предметыТрудовое право


Выполним работу на заказ
 


 

В соответствии со ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства, иных НПА, содержащих нормы ТП, также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для судов общей юрисдикции.

По способу принятия локальные НПА подразделяются:

  • - принятые работодателем самостоятельно;
  • - принятые по согласованию с работниками (коллективный договор);
  • - принятие с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Ст.372 ТК регулирует отношения работодателя и выборного профсоюзного органа по разработке и принятию локального нормативного акта, которые содержат определенные действия:

  • - работодатель самостоятельно разрабатывает проект локального НПА, подготавливает его письменное обоснование и направляет его проект вместе с обоснованием необходимости его принятия в выборный профсоюзный орган;
  • - профсоюзный орган обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения проекта локального НПА коллективно выработать свое мотивированное заключение по нему в письменной форме и направить работодателю. Пропуск пятидневного срока, несвоевременное представление работодателю мотивированного мнения позволяет последнему принять локальный НПА;
  • - в случае если мнение не содержит согласия с проектом, либо содержат предложение по совершенствованию этого проекта, работодатель может либо согласиться, либо в течение 3-х дней провести дополнительную консультации с работниками;
  • - в случае, если в ходе консультации не пришли к согласию, их разногласия оформляются в протокол разногласий, и работодатель имеет право принять его в своей редакции. Выборный орган в ответ на это может обратиться в трудовую инспекцию или в суд, а также может начать процедуру коллективного трудового спора. В случае, если трудовая инспекция выявит трудовые нарушения, она выносит предписание работодателю об отмене указанного нормативного акта.

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ – издаётся руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение – применяется общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.

Положение – устанавливает правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – устанавливает порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила – регламентируют порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

В случаях, предусмотренных ТК, другими ФЗ и иными НПА РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных НПА учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллект. договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных норм. актов по согласованию с представительным органом работников.

Случаи, когда необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

  • - изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (ст.74 ТК);
  • - отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст.74 ТК;
  • - привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК);
  • - регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК);
  • - определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни (ст.112 ТК);
  • - привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК);
  • - порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК);
  • - утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков (ст. 123 Т);
  • - определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК);
  • - принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК РФ);
  • - установление норм бесплатной выдачи работникам спец. одежды, спец. обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст.221 ТК);
  • - утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);
  • - увеличение в исключительных случаях на отдельных квотах продолжительности вахты (ст.299 ТК);
  • - утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК);
  • - установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК);
  • - установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);
  • - установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК).

Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников:

  • - установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК);
  • - установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК);
  • - принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);
  • - утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК);
  • - определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК);
  • - принятие локальных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162 ТК);
  • - утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК);
  • - определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч.З ст.196 ТК).