Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Установление и прекращение отцовской власти

Все предметыРимское право


Выполним работу на заказ
 


 

Установление отцовской власти


1. Рождение ребенка в законном браке. По словам Ульпиана «ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли хотя бы через 6 месяцев после заключения брака либо в течение 10-ти месяцев после смерти мужа или развода. В иных случаях ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. При этом, если отец ребенка на момент его рождения сам являлся подвластным сыном, то ребенок поступал под власть домовладыки отца. Только в случае смерти домовладыки переходил под власть своего отца.

2. Усыновление. Акт усыновления мог совершаться в двух формах: либо «властью народа», либо по решению претора. В любом случае посредством усыновления власть устанавливалась над чужими детьми независимо от их возраста. Властью народа отцовская власть устанавливалась только в отношении тех лиц, которые являлись семейно самостоятельными. Акт усыновления совершался на народных собраниях. Это означало, что как усыновитель, так и усыновляемый также должны были иметь право участвовать в этих народных собраниях. Именно поэтому усыновители не могли быть женщины. Усыновленный приобретал родовое имя и родовое прозвище новой семьи, приравнивался в к родным сыновьям, получал право наследования. Более того, если на момент такого усыновления у усыновленного имелись свои дети, то они также переходили под власть усыновителя в качестве внуков. Все имущество усыновленного также переходило к усыновителю. Вторым способом осуществлялось усыновление лиц чужого права (чужих подвластных). Акт усыновления осуществлялся перед претором в форме частного соглашения. Здесь не требовалось согласие самого усыновляемого, поскольку соглашение это заключалось между двумя домовладыками. Гай указывает на то, что эта сделка представляет собой совокупность трех распорядительных актов (манципаций) и двух актов отпущения на волю. «Относительно сына требуется 3 манципации и 2 отпущения на волю, после третьей манципации усыновитель виндицирует подвластного от его отца в присутствии претора, утверждая, что этот сын его. Если отец молчит, то претор присуждает сына тому, кто заявляет требования. В классическую эпоху формы усыновления упрощаются, усыновление осуществляется в виде простого соглашения между родным отцом и усыновителем. Устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым (не менее 18-ти лет).

При Юстиниане вводятся две формы усыновления:

  • - полное – усыновителями выступали восходящие родственники, которые не имели подвластных потомков;
  • - неполное – усыновителями выступали «посторонние лица» (не выходящие в круг родственников).

3. Узаконение. Посредством узаконения устанавливалась отцовская власть в отношении своих незаконнорожденных детей. После акта узаконения такие дети получали все права законного рождения.

Способы:

  • - объявление перед народным собранием, затем перед претором;
  • - в постклассический период зачисление сына в члены муниципального Сената;
  • - последующее вступление родителей в законный брак;
  • - при Юстиниане посредством отдельного Императорского рескрипта.

Прекращение отцовской власти


Существовали следующие способы:

  • 1. Естественный способ – смерть отца.
  • 2. Утрата отцом свободы (в случае военного плена – власть не прекращалась, а приостанавливалась до его возвращения домой).
  • 3. Лишение гражданства.
  • 4. В доклассический период – если подвластный сын становился жрецом-понтификом (верховный жрец культа Юпитера), а дочь – если бы посвящена в весталки.
  • 5. В имперский период – если сыновья занимали высшие государственные посты.
  • 6. Эмансипация – добровольное прекращение отцовской власти. Этот способ зародился еще в доклассическую эпоху. Впервые он был предусмотрен законами 12-ти таблиц. Он представлял собой двухкратную манципацию и двукратную манумиссию. Уже в классический период достаточно было заявить об эмансипации в присутствии претора.