Романо-германская правовая система и система мусульманского права
Все предметы → Теория государства и права
Романо-германская правовая система
Россия, Германия, Франция, Италия и др.
Основным источником права является НПА. Семью характеризует большое количество подзаконных актов, высшей юр. силой является закон. Характерно наличие писаной Конституции, за которой закреплена наивысшая юр. сила. Законодательство носит кодифицированный характер. Правовой обычай является источником права в сфере частного права. В качестве источников права также используются общие принципы права. Норма права носит абстрактный характер, определено возможное поведение. В системе права характерно разделение права на отрасли права – частное и публичное, поскольку происхождение семьи идет от римского права. Характерно деление права на материальные и процессуальные, с приоритетом материального права. Судебная власть, по общему правилу, правотворческими функциями не обладает.
Мусульманская правовая система
Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия.
Право воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам, Аллахам который открыл его человеку через пророка Мухаммеда, поэтому право не подлежит изменению и главная задача государства обеспечить неизменность этих норм. В силу такой неизменности, для практического использования, право подлежит толкованию, поэтому основным источником права, на которые ссылаются судьи, при вынесении решения, является юридическая доктрина.
Особенности права также состоят в том, что оно регулирует все сферы жизни прававомерного поведения, по содержанию не носят предписывающего или запрещающего характера, представляют собой обязанность совершать или не совершать те или иные поступки. Источником также выступают религиозные тексты: Коран; Сунна (содержит пояснения некоторых правил Корана); к числу нерелигиозных источников относятся: Иджма – это согласие всего мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина; Кияс (содержит правила применения права по аналогии, т.е. указывает, как применять к новым случаям правила, установленные Кораном, Сунной, Иджмой).