Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Обычаи делового оборота как источники гражданского права

Все предметыГражданское право. Общая часть


Выполним работу на заказ
 


 

Обычаи делового оборота относятся к числу ненормативных источников гражданского права. Как правило, правовой обычай представляет собой универсальное типизированное правило поведения, которое сложилось в обществе в результате длительного применения вследствие практической целесообразности и получившее юридическое признание в актах законодательства либо в решениях судов.

Как правило, для правовых систем романо-германской правовой семьи применение обычаев не характерно. Правовой обычай применяется главным образом в практике международной торговли. Вместе с тем российское законодательство закрепляет условия применения обычаев делового оборота. В частности, согласно ст. 5 ГК под обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зависимо от того зафиксировано оно в каком-либо юридическом документе или нет. Суды применяют обычаи делового оборота по требованию заинтересованных участников спора. При этом заинтересованная сторона, которая требует применение обычая, должна обосновать его наличие, что такой обычай существует. С помощью общих правил гражданского судопроизводства и средств доказывания. При этом применяемый обычай не должен противоречить императивным нормам законодательства и условиям заключённого договора.

Таким образом, для применения обычая делового оборота требуется совокупное наличие следующих условий:

  • - возникшее спорное правоотношение, не урегулированное императивными нормами гражданского законодательства и иных правовых актов;
  • - между участниками спора либо отсутствует договор, либо условия заключённого договора в недостаточной степени регулируют возникший спор;
  • - заинтересованная сторона должна заявить о применении обычая и доказать его наличие.

Таким образом, обычай делового оборота – это субсидиарный (дополнительный) источник права.

Наряду с обычаями гражданское законодательство упоминает о так называемых «обычно предъявляемых требованиях». В литературе и судебной практике термины «обычай делового оборота» и «обычно предъявляемые требования» трактуются как равнозначные. Вместе с тем различие между ними существует. Они заключаются в следующем: обычай делового оборота – это самостоятельный источники права; а вот обычно предъявляемые требования применяются на основании бланкетных отсылок к этим требованиям. На практике обычно предъявляемые требования закрепляются в так называемых формулярах, правилах, а также в иных стандартных формах, которые являются внутренними локальными актами соответствующей коммерческой организации. Чаще всего такие акты формулируются в деятельности страховых и банковских организаций.