Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователей

Все предметыПрокурорский надзор


Выполним работу на заказ
 


 

Это одно из направлений надзора в рамках отрасли прокурорского надзора, предусмотренной гл.3 раздела 3 ФЗ. Выделение данного направления надзора во многом обусловлено реформой 2007 г. и собственной организацией данного надзора, спецификой правовых средств прокурорского надзора. После 2007 г в правовом регулировании данного надзора был реализован вариант концепции «чистого» надзора, т.е. реагирование прокурора приобрело характер общенадзорного реагирования, полномочия прокурора утратили властно – распорядительный характер и они не позволяют вмешиваться в производство расследования. В основном, возможности прокурора оценивать действия следователя отнесены лишь к окончанию расследования, когда уголовное дело поступает к прокурору для утверждения обвинительного заключения. Цель концепции – обеспечить процессуальную самостоятельность следователя, отграничить ведомственные интересы следователей от прокуратуры с тем, чтобы надзор был более объективным.

Предмет надзора за процессуальной деятельностью следователей


Предмет данного надзора опирается на ст.29 ФЗ. Его элементы:

  • 1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина следователями.
  • 2. Соблюдение ими установленного порядка рассмотрения и разрешения сообщения о преступлениях.
  • 3. Соблюдение ими установленного порядка расследования.
  • 4. Законность решений, принимаемых следователем.

Пределы надзора за процессуальной деятельностью следователей


Пределы надзора конкретизируются через указание поднадзорных субъектов. Поднадзорными субъектами выступают следователи как субъекты уголовно – процессуальной деятельности; органы предварительного следствия не являются субъектами. Понятие «следователь» из ст.5 УПК, а также 38 – статус следователя, а ст.151 – следователи могут выступать в 4 разновидностях должностных лиц: следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам и соответственно могут в 4 органах быть СК, ОВД, ФСКН, ФСБ. Также УПК указывает в качестве субъектов ПР еще и руководителя следственного органа – ст.5 (понятие) + ст.39 УПК. Еще один субъект – следователь – криминалист (п.40.1 ст.5 УПК). Он также поднадзорен прокурору.

Предел по кругу НПА, за исполнением которых осуществляется надзор:

  • 1. УПК
  • 2. Ведомственные НПА – требования к должностным лицам, организация работы.
  • 3. ФЗ О СК, О ФСБ, ФЗ Об ОРД (в части доказывания), О полиции (отдельные статьи), ФЗ О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Предел по степени вмешательства в деятельность поднадзорных субъектов: прокурор не уполномочен вмешиваться в оперативно – хозяйственную деятельность, не имеет права давать письменные указания следователю до окончания расследования. Но учитывая, что прокурор потом использует результаты деятельности следователя, то его интересует не только законность, но и эффективность и качество расследования. Т.е прямого запрета на вмешательство нет.