Общая характеристика прокурорского надзора
Все предметы → Прокурорский надзор
Ведомственный контроль – контрольная деятельность вышестоящего органа по отношению к нижестоящему, а также вышестоящего руководителя к подчиненным. Данный вид контроля реализуется внутри ведомства, потому что есть отношения власти и подчинения (например, ФНС)
Вневедомственный контроль – контролирующие государственные органы не имеют в подчинении подконтрольных субъектов, нет служебной зависимости. Данные органы специализируется на соблюдении определенных правовых требований в той или иной сфере (например, Роспотребнадзор).
Отличительные признаки прокурорского надзора
1. Специфический субъект – прокурорский надзор осуществляется должностными лицами (ДЛ) – прокурорами в широком смысле слова – ст.54 ФЗ (руководство, старшие помощники, помощники), при этом органы прокуратуры не включаются в систему органов исполнительной или иной ветви власти. Органы вневедомственного контроля поднадзорны прокурорам и относятся к ветви власти.
2. Прокурорский надзор носит внешний характер. Это его отличает от ведомственного контроля, т.е поднадзорные субъекты по службе прокурорам не подчинены.
3. Прокурорский надзор, в отличие от ведомственного контроля, а в известной мере и от вневедомственного не предполагает вмешательства в оперативно – хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а тем более исключает их подмену, в т.ч. не допускает принятия решений за поднадзорных субъектов и личное выполнение поднадзорной деятельности.
4. Прокурорский надзор, в отличие от ведомственного контроля, а в известной мере и от вневедомственного не включает в себя возможностей прокурора непосредственно устранять выявленные нарушения, в т.ч. отменять решения поднадзорных субъектов, прокуроры лишь обращаются к каким – то другим субъектам с требованием, чтобы они устранили соответствующее нарушение (опосредованных характер деятельности). Этот признак действует по общему правилу, как исключение – надзор за деятельностью дознавателя.
5. Предметом прокурорского надзора выступает только законность деятельности поднадзорных субъектов, т.е. соблюдение ими КРФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, предметом же вневедомственного контроля является как исполнение специальных законов подконтрольными субъектами, так и соблюдение ими специальных подзаконных актов (инструкции, нормы, правила). В свою очередь предметом ведомственного контроля выступает и соблюдение, исполнение законов подчиненными субъектами и подзаконных актов, а также целесообразность, качество деятельности подчиненных субъектов.
6. Прокурорский надзор не включает в себя возможности применения к поднадзорным субъектам мер юр ответственности; прокурор лишь может инициировать соответствующую процедуру, в отличие от органов вневедомственного контроля, которые могут применять административную ответственность, и а ведомственные – дисциплинарную ответственность.