Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Политические решения и их субъекты

Все предметыГосударственная политика


Выполним работу на заказ
 


 

Политические решения являются составной частью любого политического процесса, поэтому необходимо понимать общественную среду, в которой они принимаются и подлинные мотивы лиц или организаций, которые их инициируют.

Все политические решения можно разделить по их значимость и то, в какой форме они принимаются, а именно:

  • - фундаментальные, затрагивающие интересы и права всех членов общества (конституция, конституционные законы, федеральные программы);
  • - социально значимые, затрагивающие интересы и права больших общественных групп (базовые и видовые законы, правительственные решения);
  • - локальные, затрагивающие интересы и права относительно небольшого круга лиц (управленческие и административные решения).

Выделяют две группы субъектов решения. Первая группа охватывает организации и личности, которые непосредственно и постоянно участвуют в решении определенных задач, а вторая группа включает структуры, которые по мере необходимости подключаются к процессу решения и реализации политики с учетом своих интересов. В Российской Федерации главную роль при принятии политических решений на федеральном уровне играют Федеральное Собрание (парламент России), Президент РФ, Совет Безопасности, Председатель правительства, Правительство РФ, высшие органы судебной власти и Генеральная прокуратура. Полномочия этих высших должностных лиц и государственных институтов определены в Конституции Российской Федерации.

Изучение системы принятия политических решений предполагает рассмотрение их правовых основ, что власти могут и должны делать в рамках своих полномочий и ответственности, а также эмпирический анализ, то есть, что власти в состоянии конкретно сделать и что они хотят делать в данных конкретных условиях при наличии соответствующих ресурсов. Например, при решении президента РФ об использовании Вооруженных сил России за границей вначале по закону требовалось согласие Совета Федерации, но затем, с целью повышения оперативности, внесли изменения, предоставив единоличное право президенту РФ посылать и возвращать войска из-за границы.