Первый этап в развитии института конституционного правосудия в РФ
Все предметы → Конституционное правосудие
Первоначально концептуальная идея конституционного правосудия впервые была обоснована в наказе Екатерины II 1767г, в котором она предусматривала, опираясь на опыт Франции, создать специализированный квазиконституционный орган, призванный решать вопросы проверки конституционности законов на соответствие положениям верховного уложения. Кроме того, Екатерина II в своем наказе предвидела возможность предоставить право Сенату проверять законы на соответствие уложению страны, регулярно докладывать о результатах проведенных им проверок главе государства и вносить представление об отмене актов, признанных неконституционными.
Последующее свое развитие идея конституционного правосудия получили в проектах Конституции графа Сперанского, а именно в подготовленных им записках об устройстве судебных и правительственных учреждениях в России в 1808г., а также в подготовленном им в ведении к уложению государственных законов в 1809г., где предполагалось наделить Сенат функциями по проверке оспариваемых законодательных актов и по обращению конкретных лиц.
В проектах русской конституции декабристов Павла Пестеля, Бестужева, Рюмина предусматривалась передача полномочий по осуществлению функций конституционного контроля или надзора особому государственному органу (Верховному собору), либо предполагалось передача данной функции действующему правительствующему Сенату.
В дальнейшем в проектах Конституции профессора Киевского университета Драгоманова (1894г.) и в проекте русской Конституции, подготовленной группой освобождения (1894г.), который был опубликован в Лондоне, предполагалось преобразование Сената в высший орган судебного конституционного контроля. Причем в проектах, названных Конституцией, Сенату предоставлялось право осуществлять судебный конституционный контроль как в процедуре реализации конкретного, так и абстрактного нормоконтроля по обращениям уполномоченных органов государственной власти. Также ему разрешалось давать официальное толкование основного закона.
В более поздних проектах русской Конституции, подготовленной земскими органами, предусматривалось учреждение особого судебного органа Конституционного контроля, стоящего вне системы судов общей юрисдикции. Достаточно умеренный проект русской Конституции, разработанный профессором Мурамцевым в 1905г. предполагал возможность передачи полномочий по осуществлению судебного конституционного контроля всем судам общей юрисдикции и преимущественно процедуре конкретного нормоконтроля.
Частично идеи, содержащиеся в проектах, нашли свое отражение в принятых конституционных законах от 23 апреля 1906г, в которых расширялись прерогативы Сената по проверке законности изданных правительственных постановлений и распоряжений, а также по рассмотрению отдельных видов споров о компетенции между правительственными учреждениями.
В русской юридической науке идеи или предложения по осуществлению судами функции конституционного контроля широко обсуждались в научных трудах таких известных русских ученых-государствоведов: Ковалевского, Лозаревского, Котляревского, Дурденевского, Рейснера, доцента Шаванда. В частности, в работах доцента московского университета Шаванда («Верховный суд и конституционные гарантии», опубликовано в 1905г в вестнике минюста). Он выдвинул смелую идею о создании в России особого судебного органа, призванного осуществлять функцию конституционного контроля. Для этого органа выполнение названной функции должно было оставаться основной и единственной.
В развитие выше названных идей, может служить появление в проекте Русской конституции, подготовленной временным правительством в 1918г. специальной главы, именовавшейся «судебная гарантия Конституции». Однако вместе с тем, пришедшие к власти большевики отвергли по идеологическим соображениям вопрос о создании в нашей стране специализированного органа конституционного контроля, и в последующем эти взгляды получили свое закрепление в первой советской Конституции 1918 РСФСР.