Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Американская модель осуществления конституционного правосудия

Все предметыКонституционное правосудие


Выполним работу на заказ
 


 

Исторически первой сложившейся формой осуществления функции судебного конституционного контроля принято считать американскую модель конституционного правосудия, когда право проверки конституционности оспариваемых законодательных актов принадлежит обычно верховным судам в системе судов общей юрисдикции (Австралия, Индия), либо указанную функцию могут выполнять любые суды общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Япония и Норвегия).

Решающие значение на формирование американской доктрины отправления конституционного правосудия судам общей юрисдикции оказало известное дело, получившее название в литературе «Мэрбери против Мэдисона», создавшее конституционный прецедент осуществления функции конституционного контроля со стороны верховного суда США. Такое решение было вынесено в 1803г, когда высшая судебная инстанция США фактически присвоила себе полномочия по проверке конституционности актов конгресса, не перечисленных в Конституции США1787г. Тем самым было положено начало американской модели отправления конституционного правосудия.

По истечении определенного периода времен Американская модель осуществления конституционного правосудия выявила свои и некоторые недостатки:

  • 1. Названная модель отправления конституционного правосудия предполагает много-институциональность и длительность порядка рассмотрения и разрешения подобных дел в судах общей юрисдикции. Отсутствие каких-либо специальных процедур проверки конституционности оспариваемых законодательных актов, т.к. в рамках американской модели отправления правосудия конституционно-правовые вопросы и споры и компетенции разрешаются в ходе разбирательства обычных уголовных, гражданских и административных дел.
  • 2. Она предполагает по общему правилу право оспаривать конституционность тех или иных законодательных актов физическим или юридическим лицам и не предусматривает как раз проверку конституционности законодательных актов по обращениям уполномоченных государственных органов.
  • 3. Поводом или основанием подачи обращения в органы конституционного правосудия заявителями или жалобщиками является возникновения конкретного юридического дела и нарушение применения или подлежащего в конкретном деле закона прав и свобод человека и гражданина, т.е. он носит инцидентный или конкретный характер.
  • 4. Формально юридическая сила выносимых решений органами конституционной юстиции распространяется только на стороны, участвующие в деле. Не может носить формально-обязательный характер для законодателя и иных сторон, которые не участвовали в рассмотрении конкретного дела, поэтому в случае признания судами общей юрисдикции оспариваемого законодательного акта не соответствующим конституции, может лишь означать, что суды общей юрисдикции отказывают в их применении и, тем самым, акт фактически лишается юридической силой, хотя формально считается неотмененным.

В силу указанных выше причин, американская модель так и не смогла исторически преодолеть отсутствие какой-либо специализации в осуществлении судебного конституционного контроля и поэтому постепенно в странах континентальной Европы начинает складываться Австрийская модель правосудия специализированными конституционными судами, стоящими вне системы судов общей юрисдикции.