Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Полномочия государственных органов по конституционному контролю и надзору

Все предметыКонституционное правосудие


Выполним работу на заказ
 


 

В системе органов правовой охраны Конституции традиционно принято отводить ведущую роль деятельности органов парламента и иных высших законодательных (представительных) органов государственной власти, имеющих право организовывать и проводить юридическую экспертизу подготовленных или принятых законодательных актов и проверять их на соответствие положениям основного закона. Вместе с тем, сама парламентская практика осуществления функции конституционного контроля в мире выявила ряд ее недостатков:

  • 1. Отсутствие какой-либо системности проведения проверок и отсутствие юридической специализации рассмотрений и разрешений конституционно-правовых вопросов.
  • 2. Парламентская деятельность в сфере конституционного контроля в основном носит политизированный характер, не отличается регулярностью. Парламентская практика конституционности актов является нарушением принципа разделения властей. Никто не может быть судьей в собственном деле.

Другим ведущим органом охраны Конституции принято считать деятельность главы государства или в целом института Президентуры. В частности, Президент РФ как глава государства обладает следующими полномочиями по правовой охране Конституции страны:

  • 1. Право отлагательного вето в отношении законов, принятых палатами ФС.
  • 2. Право Президента РФ приостанавливать действие актов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, если они противоречат положениям Конституции РФ.
  • 3. Право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, если они нарушают положения Конституции РФ.
  • 4. Право оставлять без рассмотрения законы, принятые ФС, которые были вынесены с нарушением Конституции РФ законодательных процедур.
  • 5. Право подачи запросов в КС об оспаривании конституционности законодательных актов.
  • 6. Право вводить режим ЧП, либо проведение контр-террористической операции в отдельных субъектах РФ по мотивам нарушения норм РФ.
  • 7. Полномочия по роспуску законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ в случае, если они нарушают Конституцию РФ.

Другим важнейшим государственным органом, наделенным полномочиями по осуществлению функции конституционного контроля является компетенция Правительства РФ и в первую очередь его федерального министерства юстиции РФ. На министерство юстиции возлагается такая обязанность, как процедура государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов и их проверка, в том числе, на соответствие положениям Конституции.

Не менее важная роль в обеспечении правоохраны, защиты Конституции от нарушений в большинстве зарубежных стран и в России принадлежит судами общей юрисдикции и органам прокуратуры. Согласно действующему ГПК, АПК, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», все арбитражные суды общей юрисдикции имеют право проверять на соответствие Конституции РФ федеральные законы, иные подзаконные нормативные акты, признавать их недействующими, если они противоречат положениям Конституции и, таким образом, фактически отказываться от их применения в своей судебной практике.

Согласно ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры имеют право опротестовывать законодательные акты, если они не соответствуют положениям Конституции РФ и добиваться их отмены уполномоченными правотворческими органами публичной власти, либо требовать признания их недействующими в судебном порядке.

В науке КП сложилось общепринятое мнение о том, что преобладающей тенденцией в современном мире является осуществление функций судебного конституционного контроля специализированными органами конституционного правосудия, а не квазисудебными, типа конституционных советов во Франции, Казахстане и республике Сенегал.