Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Институт правовой охраны Конституции РФ

Все предметыКонституционное правосудие


Выполним работу на заказ
 


 

Реальное, а не формальное обеспечения верховенства Конституции РФ в системе РП предполагает собой создание целого механизма правовой охраны Конституции РФ как основного закона для возникающих нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это подразумевает формирование института правовой охраны Конституции.

Институт правовой охраны – это вся имеющаяся совокупность способов и средств, направленная на выявление, устранение и предупреждение конституционных нарушений, восстановление нарушенных общественных отношений, рассмотрение и разрешение возникающих споров о компетенции между органами публичной власти, а также установление оснований и порядка привлечения виновных публичных структур к мерами конституционно-правовой ответственности.

В научной литературе принято в структуру механизма правовой охраны конституции включать различные составные части или элементы:

  • 1. Регулирование порядка внесения изменений и поправок в Конституцию.
  • 2. Действие механизма конституционно-правовой ответственности.
  • 3. Конституционное правосудие и конституционный контроль (надзор).

Кроме того, в состав механизма правовой охраны Конституции входят различные государственные органы, призванные совершать активные действия по обеспечению правовой защиты Конституции от возникающих нарушений и обладающие соответствующими полномочиями в сфере контроля или надзора.

К уполномоченным государственным органам, наделенным полномочиями по осуществлению конституционного контроля или надзора можно отнести:

  • 1. ФС.
  • 2. Институт Президентуры.
  • 3. Правительство.
  • 4. Полномочия судов общей юрисдикции.
  • 5. Создание и деятельность органов Прокуратуры.
  • 6. Учреждения квазисудебных органов.
  • 7. Деятельность специализированных КС.

Для большинства вышеперечисленных государственных органов является характерным то, что их полномочия в сфере правовой охраны (защиты) Конституции непосредственно закрепляются в тексте основного закона или специальных законодательных актах. Они, как правило, наделены правом проверять конституционность законодательных актов и составлять соответствующие по ним заключения. Все указанные органы, как правило, наделены правом принимать решения о приостановлении или отмене действия законодательных актов, которые были признаны не соответствующими Конституции. Перечисленные государственные органы вправе осуществлять функцию конституционного контроля или надзора. В тоже время необходимо отметить то, что объем и содержание полномочий указанных органов в сфере конституционного контроля или надзора может быть различным в зависимости от вызываемых ими юридических последствий. В частности, по мнению Ю.Л.Шульженко, понятие конституционного контроля означает то, что уполномоченный государственный орган имеет право выявлять, констатировать и устранять возникающие нарушения Конституции именно в ходе проверки соответствия оспоренных актов. Надзорные органы в лучшем случае имеют лишь право давать юридическую оценку возникающим нарушениям Конституции, однако, они не могу самостоятельно принимать решения об отмене законодательных актов, призванных не соответствующими Конституции страны. Поэтому в литературе сложилось мнение, что только решения органов конституционного контроля обладают такими важнейшими юридическими свойствами:

  • 1. Общеобязательность.
  • 2. Признание высшей юридической силой.