Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Договор перевозки грузов

Все предметыГражданское право. Специальная часть


Выполним работу на заказ
 


 

Договор перевозки грузов (ДПГ) – соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный отправителю груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а отправитель обязуется выплатить обусловленную провозную плату.

ДПГ является реальным, заключеным с момента передачи груза перевозчику, исключение составляет договор морской перевозки груза, который согласно нормам ст.115 КТМ может быть консенсуальный. ДПГ двустороннее обязывающий и возмездный.

Поскольку в большинстве случаев перевозка грузов осуществляется транспортером общего пользования, то в силу ст.789 ГК такой договор является публичным при условии, что в качестве перевозчика выступает транспортная организация, которая в силу устава обязана оказывать перевозочные услуги каждому, кто обратится. При этом такая организация должна быть включена в публикуемый перечень транспортных организаций, осуществляющих перевозку именно транспортом общего пользования. Перевозка грузов осуществляется по регулируемым маршрутам следования (ст.19 УАТ, где публичными договорами признаются только те договоры, которые опосредуют регулярные перевозки). Если перевозки осуществляются не по регулярным маршрутам (определяется отправителем, пассажиром), то такой договор публичным не является – это договор фрахтования на время, где фрахтовщик предоставляет фрахтователю вместимость.

Предмет, по мнению большинства авторов – транспортные услуги по доставке вверенных перевозчику грузов в пункт назначения, сопровождаемый предоставлением услуг по хранению и выдаче груза грузополучателю, а в случаях, предусмотренных законом или договором услуг по погрузке или выгрузке.

Сторонами выступают отправитель и перевозчик. Отправитель – лицо, от имени которого груз предоставляется для целей перевозки. Предшествующее правовое основание для транспортировки груза не имеет значения. Перевозчик – коммерческая организация или ИП, управомоченные на осуществление грузовых перевозок по закону или лицензии. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат только следующие виды грузоперевозок:

  • 1. Перевозки внутренним водным транспортом, морским опасных грузов.
  • 2. Перевозка груза воздушным транспортом.
  • 3. Перевозка опасных грузов ЖД транспортом.

Ряд авторов полагает, что этот договор трехсторонний. Мнение это совершенно некорректно, т.к стороной договора является то лицо, которое принимает участие в согласовании условии – заключении договора, а грузополучатель не принимает такого участия – он третье лицо. Право требования грузополучателя основано на прямых указаниях транспортного законодательства и соответствующем договоре с грузоотправителем.

Форма ДПГ: ряд авторов полагает, что простая письменная, но Брагинский и Витрянский считают, что устно – конклюдентная форма, потому, что такой анализ можно сделать из ст.785 ГК и норм транспортного законодательства. В п.2 ст.785 заключение ДПГ подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Такие документы составляются в письменной (электронной) форме на бланках установленной формы и реквизиты. Они содержат сведения о грузе: наименование, объем, количество и т.д; данные о перевозчике и отправителе, пункт назначения, реквизиты получателя, сведения об уплате провозных платежей. За достоверность внесенных данных отвечает отправитель. Перевозчик вправе (но не обязан) проверять соответствие этих данных действительности, т.е действует презумпция достоверности. Оспаривание сведений, внесенных в документы, допускается, но с использованием законных средств, предусмотренных ГПК. Отметка о дефекте, недостатке груза не имеет значения, исключения – морской коносамент, где перевозчик может вносить оговорки в отношении данных о грузе, включенном в коносамент, если у него имеются достаточные основания сомневаться в достоверности этих данных либо нет разумной возможности их проверить. Подобная оговорка перекладывает на грузовладельца бремя доказывания правильности внесенных в коносамент сведений о грузе.

В пути следования в сопровождающий груз транспортный документ могут также вноситься дополнительные сведений или отметки, которые фиксируют момент прохождения «пунктов перехода», составление коммерческих актов о не сохранности грузов в пути следования, о выдаче груза в пункте назначения.

Виды транспортных документов – транспортная накладная – на всех видах транспорта, кроме морского – коносамент.

Все транспортные документы составляются в необходимом количестве.