Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Обязательства по предоставлению транспортных средств для грузоперевозки

Все предметыГражданское право. Специальная часть


Выполним работу на заказ
 


 

Транспорт – вид экономической деятельности, связанный с оказанием услуг по перевозки грузов и пассажиров.

Виды транспорта:

  • 1. ЖД
  • 2. Морской
  • 3. Внутренний водный
  • 4. Воздушный
  • 5. Автомобильный

Виды перевозки:

  • 1. Перевозка в местном сообщении (прямая), осуществляется только одной транспортной организацией одного вида транспорта (например, региональное перемещение).
  • 2. Перевозка в прямом сообщении (груз следует по одному транспортному документу, при этом в перевозке участвуют несколько транспортных организаций).
  • 3. Перевозка в прямом смешанном сообщении (комбинированная) – груз следует по одной накладной, но в перевозке участвует несколько транспортных организаций различных видов транспорта, а также обязательно участие организации пункта перевалки.

Принято различать обязательства, вытекающие вследствие перевозки груза и обязательства, связанные с организацией перевозки грузов – организационная предпосылка для возникновения отдельных обязательств в перевозке конкретных грузов.

Правовые формы организации перевозки грузов (ОПГ)


При перевозках в местном или прямом сообщении – заявка (заказ), а также договор об организации перевоза грузов. При перевозках в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка – недельный календарный план, месячный график подачи судов.

В заявке конкретизируются задания грузоотправителя и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку – предоставить определенное количество транспортных перевозочных средств. Содержание заявки определяется транспортным законодательством для каждого вида транспорта и ОИВ (Минтранс). Определяются реквизиты получателя, пункт назначения, объем, количество и особые свойства груза, объявленная стоимость. Заявочная форма является приоритетной на ЖД транспорте, это связано с тем, что при перевозке грузов ЖД транспортом разделяются функции в перевозочном процессе на предоставление услуг владельцам инфраструктуры ЖД транспорта и собственно перевозка. Инфраструктура ЖД транспорта – единый технологический корпус, включающий в себя пути общего пользования, ЖД станции, сети и системы, связи, сигнализации, централизации и блокировки, Не включается в инфраструктуру ЖД транспорта ЖД технологические комплексы по путям не общего пользования.

На ЖД транспорте грузоотправитель обязан подавать заявку не менее чем за 10 суток до начала перевозки. А при перевозке в прямом смешанном не менее чем за 15 дней. На внутреннем водном транспорте также используется заявочная форма (сроки подачи те же). На воздушном транспорте и морском при перевозках в местном и прямом сообщении заявка не используется. Заявка предоставляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием места их нахождения устанавливается перевозчиком.

На ЖД транспорте грузоотправитель должен указать срок ее действия, который не может превышать 45 дней. Получив заявку, перевозчик должен согласовать ее с владельцем инфраструктуры. Согласование заявки требуется для установления таких обстоятельств, которые либо способствуют либо препятствуют перемещению конкретного груза, поэтому перевозчик должен дождаться от владельца инфраструктуры ответа на согласование заявки. Также перевозчик обязан сообщить грузоотправителю о результатах согласования. А если не сообщил и не вернул заявку в установленный срок, то такая заявка считается принятой перевозчиком и последующие его возражения во внимание не принимаются. Также возможен отказ в согласовании заявки в следующих случаях:

  • 1. Ограничение или прекращение перевозочных процессов на определенных участках инфраструктуры. Устанавливать такие ограничения может только владелец инфраструктуры вследствие следующих обстоятельств: непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии и иные независящие от перевозчика.
  • 2. Отказ самого владельца инфраструктуры в согласовании заявки. Такой отказ возможен в следующих случаях: между конкретным перевозчиком и конкретным владельцем инфраструктуры, когда отсутствует договор.
  • 3. Отказ организации смежных видов транспорта в согласовании заявок (в основном при прямых смешанных сообщениях)
  • 4. Отказ иностранных ЖД дорог в согласовании заявки.
  • 5. Отказ других владельцев инфраструктур в согласовании заявок.
  • 6. Отсутствие технологических возможностей осуществления конкретных перевозок.

Во всех случаях отказа в согласовании заявки перевозчик обязан вернуть заявку с указанием причин отказа.